• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • Балаян Л. А.: Сталин
    Мифы о детстве Сосо

    МИФЫ О ДЕТСТВЕ СОСО

    Фальсификаторы биографии вождя изменяют произвольно его национальную принадлежность (О. Мандельштам: «и широкая грудь осетина»), ставят под вопрос отцовство Виссариона Джугашвили, выдвигая нелепые версии о «возможной» принадлежности отцовства известному путешественнику М. Н. Пржевальскому, капиталисту-промышленнику Г. Г. Адельханову, горийскому виноторговцу Якову Эгнатошвили (Торчинов В. А., Леонтюк А. М. Вокруг Сталина. СПб., 2000. С. 387–388, 37–38, 555–556), «влиятельному чиновнику при царе», «зажиточному князю», (Антонов-Овсеенко А. В. Сталин и его время// Вопросы истории. 1989. № 7), «купцу-еврею» (Радзинский Э. С. Сталин. М.,1997. С. 27) и, наконец, даже … императору Александру III (Адамович А. Дублёр // Дружба народов. 1998. № 11. С. 168)Многие авторы ошибочно утверждают, что отец И. В. Сталина умер в 1890 году, за 19 лет до своей фактической смерти, которая установлена документально. (РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 1. Д. 275. Л. 23; ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 5. Д. 415. Л. 1; Д. 416. Л. 1–9). (Виссарион Джугашвили).

    (Что касается даты рождения самого И. В. Сталина, то в метрической книге Успенского собора и в свидетельстве об окончании Горийского духовного училища указана другая дата — 6 (18) декабря 1878 года, а дата крещения — 17 (29)декабря 1878 г.). Однако, в истории останется та официальная дата — 21 декабря 1879 года, которую признавал сам И. В. Сталин при жизни, независимо от того, по каким мотивам он выбрал именно её.

    Детские болезни и происшествия

    В 5 лет Иосиф заболел оспой, которая оставила свои отметины на его лице на всю жизнь, в 6 лет вследствие сильного ушиба плечевого и локтевого суставов у И. В. Сталина на протяжении всей жизни остался дефект левой руки.

    «Однажды Сосо попал под фаэтон и еле спасся от смерти. Если бы не его крепкое телосложение, мы и всё человечество потеряли бы того, кто носит имя великого Сталина».(Из воспоминаний Г. И. Елисабедашвили. Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ).

    (Стремясь вызвать негативное отношение к Сталину, идеологи антисталинизма, вопреки нормам общечеловеческой этики и морали, не гнушаются спекулировать и на физических недостатках вождя…).

    В 1886 году Иосиф, грузинский мальчуган с незаурядными интеллектуальными данными из очень бедной семьи предпринимает попытку поступить в Горийское православное духовное училище, однако ему это не удаётся сделать по той простой причине, что в этом училище преподавание ведётся на русском языке, которым он совершенно не владеет. (Много лет спустя сын Сталина Василий скажет своей сестре Светлане «по секрету»: «А знаешь, отец-то наш, оказывается, раньше был грузином»…) 

    Обучать его русскому языку взялись дети Христофора Чарквиани по просьбе матери Иосифа; занятия шли успешно и уже к лету 1888 г. Сосо приобрёл необходимые знания и навыки для поступления не в первый подготовительный класс при Горийском духовном училище, а сразу во второй подготовительный. (ГФ ИМЛ Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 54. Л. 202–204.)// (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4 Д. 669. Л. 5 (П. Капанадзе).

    Спустя 35 лет, 15 сентября 1927 года Екатерина Джугашвили напишет благодарственное письмо учителю русского языка Горийского духовного училища Захарию Алексеевичу Давиташвили: «Я хорошо помню, что Вы особо выделяли моего сына Сосо, и он не раз говорил, что это Вы помогли ему полюбить учение и именно благодаря Вам он хорошо знает русский язык… Вы учили детей с любовью относиться к простым людям и думать о тех, кто находится в беде». (Джугашвили Е. Г. — З. А. Давиташвили. 15 сентября 1927 г. На грузинском языке. Перевод Д. В. Давиташвили // Архив Д. В. Давиташвили.)

    В 1889 году Иосиф успешно закончил второй подготовительный класс и был принят в училище. В детстве у него на полке стоял учебник грамматики, на котором рукой будущего вождя было написано: «Сия книга принадлежит ученику первого класса Горийского духовного училища Иосифу Джугашвили, 1889 г.». (ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 5. Д. 213. Л. 16).

    «Сосо был во втором (подготовительном — Л. Б.)  несуразность такого решения…».

    (Из воспоминаний Машо Абрамидзе-Цихитатришвили. Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ).

    «Мать Сосо, Кеке, была прачкой. Она зарабатывала мало и с трудом воспитывала своего единственного сына. После того, как Виссарион Джугашвили уехал из Гори, Сосо остался на попечении своей матери. Мать очень любила Сосо и решила отдать его в школу. Судьба улыбнулась Кеке: Сосо приняли в духовное училище. Ввиду тяжёлого положения матери и выдающихся способностей ребёнка Сосо назначили стипендию: он получал в месяц три рубля. Мать его обслуживала учителей и школу, зарабатывала до десяти рублей в месяц, и этим они жили». (Из воспоминаний Г. И. Елисабедашвили. Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ).

    Это ЧП произошло 6 января 1890 года: первоклассник Сосо Джугашвили вторично попал под фаэтон. Мчавшийся экипаж сшиб Иосифа на землю и переехал ему ногу, которую повредил настолько, что отцу пришлось везти его в Тифлис в лечебницу, где Иосиф пробыл долго, вследствие чего вынужден был прервать занятия почти на целый год.(ГФ ИМЛ. Ф. Оп. 6. Д. 306. Л. 13). Устроившись рабочим на обувную фабрику Адельханова, Виссарион Джугашвили решил не возвращаться в Гори и оставить сына при себе, определив для себя, что тот пойдёт по его стопам и станет сапожником. По воспоминаниям С. П. Гогличидзе (Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ), «маленький Сосо работал на фабрике: помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим». Однако в Тифлис приехала за сыном мать и забрала его в Гори, где он продолжил образование. (ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 48. Л. 14–15. (Из беседы с Е. Джугашвили в мае 1935). В 1894 году И. В. Сталина окончил четырёхклассное Горийское духовное училище. Закончил его с отличием и был рекомендован для поступления в духовную семинарию.(Островский А. В. — Кто стоял за спиной Сталина? С-Пб. М., 2002. Фото № 7. Свидетельство об окончании Горийского духовного училища). Надпись на мемориальной доске гласила: «Здесь, в бывшем духовном училище, учился с 1-го сентября 1888 года до 1-го июля 1894 года великий Сталин».

    Тифлисская духовная семинария

    С 1894 по 1899 годы И. В. Сталин учится в Тифлисской православной духовной семинарии, в одном из лучших по тем временам учебных заведений Закавказья, расположенном в центре Тифлиса, неподалёку от Эриванской площади на углу Лорис-Меликовского проспекта и Пушкинской улицы. «Тифлисская православная семинария являлась тогда рассадником всякого рода освободительных идей среди молодёжи, как народническо-националистических, так и марксистско-интернационалистических; она была полна различными тайными кружками». (Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. М., 1948. С. 7).

    В прошении на имя ректора о. Серафима семинарист Иосиф Джугашвили 28 августа 1895 года пишет: «Отец мой уже три года не оказывает мне отцовского попечения в наказание за то, что я не по его желанию продолжил образование… В прошлом году я был принят на полуказённое содержание… В настоящее время у матери моей ослабли глаза, вследствие чего она не может заниматься ручным трудом (единственный источник дохода) и заплатить за меня остальные 40 рублей. Посему я вторично прибегаю к стопам Вашего Высокопреподобия и прошу покорнейше оказать мне помощь принятием на полный казённый счёт, чем окажете величайшую милость». (Островский А. В. — Указанная книга. Фото № 11. Прошение семинариста Иосифа Джугашвили). В этом же году И. В. Сталин устанавливает связь с подпольными группами русских революционных марксистов, высланных царским правительством в Закавказье (И. И. Лузин, О. А. Коган, Г. Я. Франчески, В. К. Родзевич-Белевич, А. Я. Краснова и др.): «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе». (Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. С. 113).

    Пробы пера юного Сосо Джугашвили

    О классике грузинской литературы Илье Григорьевиче Чавчавадзе Иосиф Виссарионович Сталин всю свою жизнь сохранял самые тёплые воспоминания. В беседе с кинорежиссёром М. Чиаурели, И. В. Сталин заметил: «Не потому ли мы проходим мимо Чавчавадзе, что он из князей? А кто из грузинских писателей дал такие страницы о феодальных взаимоотношениях помещиков и крестьян, как Чавчавадзе? Это была, безусловно, крупнейшая фигура среди грузинских писателей XIX и начала XX века».

    Если бы И. В. Сталин решил посвятить свою жизнь поэзии, то И. Чавчавадзе мог бы сыграть значительную роль в жизни юного И. В. Сталина, когда он отобрал несколько лучших стихотворений шестнадцатилетнего семинариста и опубликовал их в издававшейся им тифлисской литературной газете «Иверия», в номерах от 17 июня, 22 сентября, 11, 25 и 29 октября 1895 года: посвящённое поэту Рафаэлу Эристави «Когда крестьянской горькой долей…», «Луна», «Шёл он от дома к дому…», «Когда луна своим сияньем…», «Утро». А шестое стихотворение «Старец Ниника» появилось на страницах газеты «Квали» 28 июля 1896 г.

    Как начинающий поэт, И. В. Сталин сразу же получил признание. Так, его стихотворение «Утро», по рекомендации Ильи Чавчавадзе, вошло в букварь «Дэда Эна» и многие годы оно оставалось одним из любимейших первых стихотворений грузинской детворы. Вот это стихотворение:

    УТРО

    «Раскрылся розовый бутон,
    Прильнул к фиалке голубой,
    И, лёгким ветром пробуждён,
    Склонился ландыш над травой.
    Пел жаворонок в синеве,
    Взлетая выше облаков,
    И сладкозвучный соловей
    Пел детям песню из кустов:
    «Цвети, о Грузия моя!

    А вы учёбою, друзья,
    Прославьте Родину свою!»

    А вот другой перевод этого же стихотворения:

    «Рядом с фиалкой-сестрой
    Алая роза раскрылась,
    Лилия тоже проснулась
    И ветерку поклонилась
    В небе высоко звенели
    Жаворонка переливы
    И соловей на опушке
    Пел вдохновенно, счастливо:
    «Грузия, милая, здравствуй!
    Вечной цвети нам отрадой!
    Друг мой, учись и Отчизну
    Знанием укрась и обрадуй».

    Кто перевёл эти и другие стихи молодого И. В. Сталина о родном крае, о милой его сердцу Грузии на русский язык с языка оригинала, к сожалению, не установлено. Известно, однако, что из всего, что было написано юным поэтом Сосо Джугашвили, сохранились всего лишь шесть опубликованных им стихов, тех, что были напечатаны в газетах «Иверия» и «Квали» в 1895–1896 годах.

    Да, Илья Чавчавадзе мог бы сыграть определённую роль в судьбе Иосифа Джугашвили, если бы тот пожелал стать поэтом. Но И. В. Сталин выбрал дорогу профессионального большевика-революционера ленинской школы, дорогу, полную не только героики и романтики, но и тяжких испытаний, дорогу, в общем-то, неблагодарную, хотя и благородную…

    В 1901 году, когда И. В. Сталин целиком погружается в революционную работу, организовывает демонстрации и забастовки рабочих в Тифлисе, создаёт вместе с Ладо Кецховели при финансовой помощи бакинского «Саввы Морозова» — купца первой гильдии Петроса Багирова подпольную большевистскую типографию «Нина», создаёт сначала Тифлисский, а затем и Батумский комитеты РСДРП ленинско-искровского направления, а ровно через полгода последует его первый арест, общественный деятель

    М. Келенджеридзе, составивший пособие по теории словесности, помещает в книге среди лучших образцов грузинской классической литературы два стихотворения за подписью — Сосело:

    «Когда луна своим сияньем
    Вдруг озаряет мир земной,
    И свет её над дальней гранью
    Играет бледной синевой,
    Когда над рощею в лазури
    Рокочут трели соловья,
    И нежный голос саламури
    Звучит свободно, не таясь,
    Когда, утихнув на мгновенье,
    Вновь зазвенят в горах ключи,
    И ветра нежным дуновеньем
    Разбужен тёмный лес в ночи,
    Когда кромешной тьмой томимый,
    Вновь попадёт в свой скорбный край,
    Когда кромешной тьмой томимый,
    Увидит солнце невзначай, —
    Тогда исчезнут злые тучи,
    И закипит младая кровь,
    Надежда голосом могучим
    Во мне пробудит сердце вновь.

    И сердце бьётся неспроста:
    Я знаю, что надежда эта
    Благословенна и чиста».

    ЛУНА

    «Плыви, как прежде, неустанно
    Над скрытой тучами землёй,
    Своим серебряным сияньем
    Развей тумана мрак густой.
    К земле, раскинувшейся сонно,
    С улыбкой нежною склонись,

    Чьи льды к тебе стремятся ввысь.
    Но твёрдо знай, кто был однажды
    Повергнут в прах и угнетён,
    Ещё сравняется с Мтацминдой,

    Сияй на тёмном небосклоне,
    Лучами бледными играй,
    И, как бывало, ровным светом
    Ты озари мне отчий край.

    Навстречу руку протяну,
    И снова с трепетом душевным
    Увижу светлую луну».

    Вариант перевода одной из строф 

    «И знай, кто пал золой на землю,
    Кто был так долго угнетён,
    Тот станет выше гор великих,
    Надеждой яркой окрылён».

    «Грузинскую хрестоматию, или сборник лучших образцов грузинской словесности» (т. 1), в которой на 43-й странице поместил стихотворение И. В. Сталина, посвящённое поэту Рафаэлу Эристави:

    «Когда крестьянской горькой долей,
    Певец, ты тронут был до слёз,
    С тех пор немало жгучей боли
    Тебе увидеть довелось.

    Величием своей страны,
    Твои звучали песни, словно
    Лились с небесной вышины.
    Когда, Отчизной вдохновлённый,

    То, словно юноша влюблённый,
    Ей посвящал свои мечты.
    С тех пор с народом воедино
    Ты связан узами любви,

    Ты памятник воздвиг себе.
    Певца Отчизны труд упорный
    Награда увенчать должна:
    Уже пустило семя корни,

    Не зря народ тебя прославил,
    Перешагнёшь ты грань веков,
    И пусть подобных Эристави
    Страна моя растит сынов».

    «Мнатоби», «Чвени Цховреба», «Дро», где печатает не только массу статей, но и выдающееся произведение марксизма — «Анархизм или социализм?»; у него и его молодой жены Екатерины Сванидзе появляется сын — Яков Джугашвили; Сталин участвует в работе V Лондонского съезда РСДРП; по дороге из Лондона в Тифлис останавливается на неделю у Григория Чочия в Париже; в Тифлисе на Эриванской площади совершается экс под руководством Камо; И. В. Сталин переезжает в Баку, где редактирует газеты «Бакинский пролетарий» и «Гудок»; внезапно заболевает и умирает жена…

    А вот и шестое из известных стихов И. В. Сталина, которое было опубликовано им, как нам уже известно, в газете «Квали» в 1896 году. Оно тоже не имеет названия:

    «Постарел наш друг Ниника,
    Сломлен злою сединой.
    Плечи мощные поникли,

    Вот беда! Когда, бывало,
    Он с неистовым серпом
    Проходил по полю шквалом —
    Сноп валился за снопом.

    Отирая пот с лица,
    И тогда веселья пламя
    Озаряло молодца.
    А теперь не ходят ноги —

    Всё лежит старик убогий,
    Внукам сказки говорит.
    А когда услышит с нивы
    Песню вольного труда,

    Встрепенётся, как всегда.
    На костыль свой опираясь,
    Приподнимется старик
    И, ребятам улыбаясь,
    ».

    И, наконец, мистически-пророческое стихотворение, где И. В. Сталин, как бы предвидит почти за шесть десятилетий, что произойдёт что-то непоправимое, которое перечеркнёт все его добрые усилия, всю его жизнь.

    «Шёл он от дома к дому,
    В двери чужие стучал.
    Под старый дубовый пандури

    В напеве его и в песне,
    Как солнечный луч чиста,
    Жила великая правда —
    Божественная мечта.

    Будил одинокий напев.
    Дремавший в потёмках пламень
    Взметался выше дерев.
    Но люди, забывшие бога,

    Вместо вина отраву
    Налили в чашу ему.
    Сказали ему: «Будь проклят!
    Чашу испей до дна!..

    И правда твоя не нужна!».

    Вот второй вариант перевода этого удивительно пророческого стихотворения:

    «Ходил он от дома к дому,
    Стучась у чужих дверей,

    С нехитрою песней своей.
    А в песне его, а в песне —
    Как солнечный блеск, чиста,
    Звучала великая правда,

    Сердца, превращённые в камень,
    Заставить биться сумел,
    У многих будил он разум,
    Дремавший в глубокой тьме.

    Люди его земли
    Отверженному отраву
    В чаше преподнесли.
    Сказали ему: «Проклятый,

    И песня твоя чужда нам,
    И правда твоя не нужна!»

    Есть и третий вариант перевода этого стихотворения:

    «Он бродил от дома к дому,

    И в задумчивом напеве
    Правду вещую берёг.
    Многим разум осенила
    Эта песня золотая,

    Благодарствуя певца.
    Но очнулись, пошатнулись,
    Переполнились испугом,
    Чашу, ядом налитую,

    И сказали: «Пей, проклятый,
    Неразбавленную участь,
    Не хотим небесной правды,
    Легче нам земная ложь».

    Выбрав дорогу революционной борьбы, И. В. Сталин с 1896 года на протяжении двух лет в Тифлисской духовной семинарии И. В. Сталин руководит нелегальным марксистским кружком учащихся. Кружок собирался на квартире Вано Стуруа в доме № 194 по улице Елизаветинская (впоследствии улица называлась по имени Клары Цеткин) (Заря Востока. 1939. 17 июля (Г. Нинуа).

    А с 1898 года И. В. Сталин вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме — даси» («Третья группа»). И. В. Сталин, В. З. Кецховели и А. Г. Цулукидзе образуют ядро революционного меньшинства этой организации. В октябре-декабре 1898 года, по мере увлечения общественно-политической деятельностью, Иосиф Джугашвили, при всех своих незаурядных способностях, становится одним из самых недисциплинированных семинаристов: 9 октября — карцер за отсутствие на утренней молитве, 11 октября — карцер за нарушение дисциплины во время литургии, 25 октября — снова карцер за опоздание из отпуска на три дня, 1 ноября — строгий выговор за то, что не поздоровался с преподавателем С. А. Мураховским, 24 ноября — строгий выговор за то, что смеялся в церкви, 16 декабря — карцер за пререкание во время обыска. (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 53. Л. 2, 157 и без номера).

    Впоследствии, вспоминая этот период своей жизни, вождь скажет: «Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения».(Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. С. 113).

    В 1898–1899 годах И. В. Сталин руководит в железнодорожном депо кружком, в состав которого входят Василий Баженов, Алексей Закомолдин, Леон Золотарёв, Яков Кочетков, Пётр Монтин (Монтян). В качестве пропагандиста «товарищ Сосо» проводит занятия в рабочих кружках на обувной фабрике Адельханова, на заводе Карапетова, на табачной фабрике Бозарджианца, а также в Главных тифлисских железнодорожных мастерских.(РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 266. Л. 15).

    «Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских… Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое крещение… Моими первыми учителями были тифлисские рабочие» (Сталин И. В. Сочинения. Т. 8. С. 174). Революционная пропаганда привела к тому, что 14–19 декабря состоялась шестидневная забастовка рабочих-железнодорожников, вдохновителем которой был семинарист «товарищ Сосо».(ГАРФ. Ф. 124. Оп. 7.1898. Д. 144. Л. 1–6). 29 мая 1899 года принимается решение об исключении Иосифа Джугашвили из семинарии с мотивировкой «за неявку на экзамены по неизвестной причине» (Каминский В., Верещагин И. Детство и юность вождя. — Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 86). Фактически — за пропаганду марксизма среди семинаристов и рабочих железнодорожных мастерских.

    Раздел сайта: