• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Бровман Г.: Шолохов (Большая советская энциклопедия , 1933)

    ШОЛОХОВ, Михаил Александрович (р. 1905), современный писатель. Литературную деятельность начал в 1924. В центре творческого внимания Ш. — донское казачество. Уже в первых рассказах Шолохова казачество выступает свободным от фальшивого ухарства и романтической героики, которыми наделяли его в своих произведениях писатели прошлого. Ш. дает социальную характеристику казачества, подчеркивая его классовую дифференциацию. Так, в рассказах «Семейный человек», «Червоточина» и др. Ш. рисует возникающую на почве классового конфликта борьбу отцов и детей. В ряде рассказов («Шибанцево семя», «Жеребенок» и др.) Шолохов показывает, какой силы достигает классовая борьба в среде казачества и как устойчивость реакционного семейно-бытового уклада придает этой борьбе особо резкие формы. После реалистических рассказов, рисующих отдельные стороны жизни и быта казачества, Шолохов выступил с большим романом «Тихий Дон» (3 книги, вышедшие в 1928—33), который получил широкую известность. Опубликованные части романа (1—6) охватывают период от 1912 до 1919; в них представлены различные социальные прослойки донского казачества, действовавшие в годы империалистской войны и пролетарской революции. Шолохов дает яркие реалистические образы донских казаков-середняков и зажиточных торговцев и землевладельцев-капиталистов, а также контрреволюционных генералов и офицеров. Даны в романе и образы станичной бедноты и революционеров-большевиков. Но если показ крепкого казачества и белогвардейцев насыщен элементами подлинного реализма, разоблачающего внутреннюю опустошенность контрреволюции и ее обреченность, то образы рабочих-большевиков (Штокман, Гаранжа, Бунчук) не лишены схематизма. Наиболее удачен в «Тихом Доне» образ колеблющегося середняка Григория Мелехова, который отражает основные социально-классовые сдвиги в середнячестве Дона в сторону большевизма. Дальнейшая эволюция донского середнячества и полный переход его вместе с беднотой под руководством партии на сторону социализма показаны в романе «Поднятая целина», первая книга к-рого опубликована (1932). Рисуя мощную волну коллективизации, охватившую широкие массы трудящегося крестьянства, Шолохов обнаруживает глубокое понимание изображаемых им событий и уменье отразить их в ряде больших художественных образов. В «Поднятой целине» Шолохов, сохраняя достигнутый им высокий уровень реалистического мастерства, преодолевает в то же время ряд недостатков идейно-художественного порядка. Так, образы рабочих-большевиков как и большевиков-казаков даны в «Поднятой целине» ярко и насыщенно (Давыдов, Нагульнов). Убедительно показаны успехи и трудности социалистической переделки сел. хозяйства, встречающей ожесточенное сопротивление ликвидируемого класса кулаков-эксплоататоров. Тематическая актуальность творчества Ш., его большое художественное дарование, умелое сюжетно-композиционное построение, богатство и яркость языка делают его одним из крупных советских писателей.

    Соч. Ш.: Двухмужняя, М. — Л., 1925; Алешкино сердце, М., 1925; Донские рассказы, Ленинград, 1930; Лазоревая степь, М., 1926; О Колчаке, крапиве и прочем, Москва, 1927; Тихий Дон. кн. 1—2, 3 изд., М. — Л., 1931; Поднятая целина, кн. 1, Москва, 1932.

    Лит.: Михаил Шолохов (сб. ст. С. Динамова, А. Селивановского, Е. Никитиной, И. Машбиц-Верова), М., 1931; Ревякин А., Творчество Шолохова. «Русский язык в школе», М., 1929, № 2; Мазнин Д., Какова идея «Тихого Дона», «Рапп», [М.], 1931, № 1;  «Литературная газета», Москва, 1932, № 59.

    Г. Бровман.

    Раздел сайта: