• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Кузнецова Н. Т.: Михаил Шолохов - летопись жизни и творчества (материалы к биографии).
    1926 г.

    1926

    Выходит в свет первый сборник рассказов М. А. Шолохова с предисловием А. Серафимовича — «Донские рассказы». Содержание сборника: «Родинка», «Шибалково семя», «Председатель Реввоенсовета республики», «Бахчевник», «Алешкино сердце», «Двухмужняя», «Пастух», «Коловерть».

    Текст предисловия: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды.

    Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий, схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие.

    Все данные за то, что т. Шолохов развертывается в ценного писателя, — только учиться, только работать над каждой вещью, не торопиться».

    Издательство «Новая Москва», в котором вышла первая книжка рассказов Шолохова, в 1927 г. слилось с «Московским рабочим».

    (Шолохов М. А. Донские рассказы. С предисл. А. Серафимовича. М.: Новая Москва, 1926. Библиотека рабоче-крестьянской молодежи.)

    1926, 9 февраля

    Рождение в станице Каргинской первого ребенка — Светланы.

    По воспоминаниям М. П. Шолоховой, почта в Каргинскую не доставляла газет, Михаил Александрович ходил пешком в станицу Боковскую за 18 километров и приносил свежие газеты.

    1926, 24 марта

    М. А. Шолохов выехал в Москву, в Госиздат.

    (Письмо М. А. Шолохова М. П. Шолоховой от 1 апреля 1926 года (из Москвы в Букановскую. Личный архив М. М. Шолохова.)

    1926, 1 апреля

    Предположительно он жил в этот приезд в Москву у В. М. Кудашева по адресу: Проезд Художественного театра, 5/7, кв. 13 (на углу Проезда и Пушкинской улицы).

    Писатель отдает рукописи рассказов в московские редакции: «...”Калоши” устрою в ”ЖКМ”, ”Лазоревую степь” беру из ”Красной нивы”, потому что они тянут с просмотром...» В письме к жене сообщает также, что отнес рассказ «Чужая кровь» в «Красную новь», рассказ «О Колчаке, крапиве и прочем» — пойдет в «Огоньке» (Письмо М. А. Шолохова М. П. Шолоховой из Москвы в Букановскую от 2 апреля 1926 г.)

    Продолжает сотрудничать в газете «Молодой ленинец», в журналах «Комсомолия», «Журнал крестьянской молодежи», «Крестьянский журнал», «Прожектор», «Смена».

    1926, весна

    Семья М. А. Шолохова живет в Букановской, в доме отца М. П. Шолоховой П. Я. Громославского. Над рукописями первоначального варианта глав «Донщины»

    («Тихого Дона») писатель работает в доме кузнеца А. А. Долгова, поблизости от дома тестя.

    «... За ”Тихий Дон” я взялся, когда мне было двадцать лет, в 1925 году. Поначалу, заинтересованный трагической историей русской революции, я обратил внимание на генерала Корнилова. Он возглавил известный мятеж 1917 года. И по его поручению генерал Крымов шел на Петроград, чтобы свергнуть Временное правительство Керенского.

    За два или полтора года я написал 6—8 печатных листов... потом почувствовал: что-то у меня не получается. Читатель, даже русский читатель, по сути дела не знал, кто такие донские казаки. Была повесть Толстого ”Казаки”, но она имела сюжетным основанием жизнь терских казаков. О донских казаках по сути не было создано ни одного произведения. Быт донских казаков резко отличается от быта кубанских казаков, не говоря уже о терских, и мне показалось, что надо было начать с описания вот этого семейного уклада жизни донских казаков, таким образом я оставил начатую работу в 1925 году, начал <...> с описания семьи Мелеховых, а затем так оно и потянулось...»

    Из автобиографии, написанной М. А. Шолоховым для журнала «Прожектор» 14 ноября 1932 г.: «... В 1925 г. осенью стал было писать «Тихий Дон», но после того, как написал 3—4 п.<ечатных> л.<иста>, — бросил. Показалось, — не под силу. Начинал первоначально с 1917 г., с похода на Петроград генерала Корнилова. Через год взялся снова и, отступив, решил показать довоенное казачество» (Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М.: Худ. лит., 1986. С. 33).

    (Беседа М. П. Шолоховой с Н. Т. Кузнецовой, 1987 г.; Фонды ГМЗШ. Фото: Долговы Александр Андреевич, Анна Федоровна и их сын. Ст. Букановская; Ксерокопии рукописи первоначального варианта «Тихого Дона» // НВ-885/3; Сивоволов Г. Я. Страницы биографии. Ростов, 1995. С. 308.)

    1926, 6 апреля

    и бесед в период работы над романом «Тихий Дон».

    Текст письма:

    «Уважаемый тов. Ермаков!

    Мне необходимо получить от Вас некоторые дополнительные сведения относительно эпохи 1919 г.

    Надеюсь, что Вы не откажете мне в любезности сообщить эти сведения с приездом моим из Москвы. Полагаю быть у Вас в мае — июне с/г. Сведения эти касаются мелочей восстания В<ерхне>-Донского.

    — Каргинская, в какое время удобнее будет приехать к Вам? Не намечается ли в этих м-цах у Вас длительной отлучки?

    С прив. М. Шолохов».

    (Копия подлинника письма хранится в ГМЗШ в Вешенской // НВ-4350/1, 2; ДФ, НВ-4492/3; подлинник — в архивном уголовном деле № П-27966, хранящемся в УКГБ СССР по Ростовской области; ныне — ФСБ РФ.)

    (Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 14; Письмо отправлено из Москвы в хутор Базки.)

    М. А. Шолохов о Х. В. Ермакове: «... Он был дружен с моими родителями. <...> В Каргинской, когда мы там жили, ежемесячно восемнадцатого числа бывал большой базар. С весны 1923 года Ермаков после демобилизации часто бывал у моих родителей в гостях. Позже приезжал и ко мне в Вешки».

    «Мое письмо к Ермакову — творческая необходимость... Надо было кое-что «застолбить» в сюжете, набросать важные сцены, написать в третью книгу романа целые главы, определяющие генеральный план «Тихого Дона» в целом... Помню, однажды Ермаков, рассказывая, вспомнил страшный бой с матросами возле хутора Климовка. Казалось бы, что это — лишь частный случай из множества других боевых столкновений. А я эту кровавую сечу воспринял, как бы это этичнее сказать, как неоценимую находку — поворот в развитии образа Григория в его трагическом поиске правды...»

    Во время этой же встречи с К. И. Приймой М. А. Шолохов написал на фотокопии своего письма Х. В. Ермакову: «Тов. Буденный помнил его по 1-й Конной Армии и отзывался о нем как об отличном рубаке, равном по силе удара шашкой Оке Городовикову» (Прийма К. И. К творческой истории «Тихого Дона» // С веком наравне. Рост. кн. изд-во, 1981. С. 169—171).

    П. Х. Шевченко, дочь Х. В. Ермакова: «Подолгу засиживался он (отец П. Х. Шевченко. — Н. К.) с Шолоховым... До поздней ночи, бывало, затягивались эти беседы».

    (Гура В. В. Правда жизни и мастерство художника // «Дон». 1957, № 5. С. 149; Фонды ГМЗШ. Фото: Харлампий Ермаков (Из личного дела) // КП-1491 (альбом); Х. В. Ермаков // НВ-10096/248; Ксерокопия послужного списка Х. В. Ермакова // НВ-7293/2.)

    1926

    «Донские рассказы» (с предисловием А. С. Серафимовича) (Рецензия А. Ревякина в журнале «Октябрь» (1926, № 5. С. 147)).

    К одним из первых отзывов на творчество М. А. Шолохова относится также оценка А. Жарова. В статье «Один год «Комсомолии» на первое место он выдвигает рассказы, которые выделялись на страницах этого журнала: «Бахчевник», «Смертный враг», «Лазоревая степь», «Батраки» («Комсомолия». 1926, № 4, апрель. С. 4).

    1926, июль

    Выход в свет второго сборника рассказов М. А. Шолохова «Лазоревая степь» с автобиографией писателя (М.: Новая Москва (юношеский сектор), 1926, июль).

    Из автобиографии: «... Учился я в разных гимназиях до 1918 года. Во время гражданской войны был на Дону.

    Пишу с 1923 г., с этого же года печатаюсь в комсомольских газетах и журналах. Первую книжку издал в 1925 г. С 1926 г. пишу «Тихий Дон». Кончу его в 1931 г. Вот и все...» (Шолохов М. Лазоревая степь. М.: Новая Москва (юношеский сектор), 1926, июль).

    1926, первая половина августа

    Из письма М. П. Шолоховой: «... В «Молодой гвардии» вышел рассказ «Жеребенок», этот же рассказ перепечатывает Тришин в «ЖКМ». В «Комсомолии» выходит «Лазоревая степь», в «Новом мире» «Чужую кровь» обещают дать в октябрьском номере. <...> Неожиданно «Крестьянская газета» отказалась принять рассказ «Батраки», так как это «художественное произведение, а не очерк», отдал этот рассказ А. Жарову (в «Комсомолию») по его просьбе».

    (Из письма М. А. Шолохова из Москвы в Букановскую в первой половине августа // Личный архив М. М. Шолохова.)

    Из Букановской М. А. Шолохов едет в Москву (через Михайловку), спешит, чтобы успеть включить в выходящий из печати сборник рассказ «Батраки».

    (Письмо М. А. Шолохова М. П. Шолоховой от 13 августа 1926 г. // Личный архив М. М. Шолохова.)

    1926, 17 августа, 24 августа

    Письмом сообщает М. П. Шолоховой, что «успел дослать» в сборник свой рассказ «Батраки». Пишет также о том, что в отделе изящной литературы ГИЗа получил корректуру сборника из пяти рассказов объемом 3 п. л. «В разговоре я назвал его сборником № 2...»

    «ЖКМ» и вновь создающегося). Был оговорен срок начала работы — сентябрь.

    В письме от 24 августа говорится о том, что жилья нет, живет у Кудашева. Даже если «снимать квартиру за городом, для проживания в Москве денег (зарплаты) не хватит»; можно, конечно, «подрабатывать на литературной работе, поставляя кое-что из чепухи, но тогда надо проститься с писательством вообще и с романом в частности!»

    Советуется с женой о том, чтобы в Букановской снять флигель («Мокеичев») — «и до весны я черту рога сломаю». Планирует закончить роман к маю 1927 года.

    Из этого же письма: «... дела идут. Пишу новый рассказ...»

    (Письма М. А. Шолохова М. П. Шолоховой от 17 и 24 августа 1926 года // Личный архив М. М. Шолохова.)

    Семья М. А. Шолохова переезжает на постоянное жительство в станицу Вешенскую. Писатель прекращает работу над «Донщиной», работает над вторым сборником рассказов и «Тихим Доном».

    Из восп. М. Величко: «... Шолохов, уехавший в станицу писать «Тихий Дон», время от времени наведывался в Москву и всякий раз останавливался у Кудашева. <...> Щедрый на угощение, Василий Михайлович разливал крепко заваренный чай, выдавал по бутерброду на брата, а после чаепития начиналось главное, ради чего собирались. Шолохов, изредка попыхивая трубкой, читал нам первую книгу романа прямо с рукописи, написанной на листах линованной бумаги, четким, аккуратным, почти каллиграфическим почерком. Мы слушали, очарованные родниковой свежестью языка, картинами и событиями, которые развертывались в повествовании...»

    (Величко М. Чекан его души // Строка, оборванная пулей. М., 1976. С. 299.)

    В 1926 году были опубликованы:

    «Смертный враг» (первая публикация) // Журнал «Комсомолия». 1926, № 3, март. С. 4—12, с ил. (В Фондах ГМЗШ имеется ксерокопия рукописи рассказа; НВ-249);

    рассказ «Жеребенок» (первая публикация) // «Молодой ленинец». 1926, 24 апреля и 1 мая. Последующие публикации: «Прожектор». 1926, № 19, 15 октября; «ЖКМ». 1926, № 18, 20 сентября;

    рассказ «О Колчаке, крапиве и прочем» (первая публикация) // «Крестьянский журнал». 1926, № 5, май;

    рассказ «Лазоревая степь» (первая публикация, с авторским вступлением к рассказу) // «Комсомолия». 1926, № 6—7. С. 4—9;

    рассказ «Калоши» (первая публикация) // «Журнал крестьянской молодежи». 1926, № 9, 5 мая;

    «Червоточина» (первая публикация) // «Смена». 1926, № 10, май;

    рассказ «Батраки» (первая публикация) // «Комсомолия». 1926, № 10, октябрь;

    второй сборник рассказов «Лазоревая степь» (с автобиографией писателя после предисловия) (М.: Новая Москва (юношеский сектор), 1926, июль). Сборник включил рассказы: «Лазоревая степь», «Чужая кровь» (с посвящением Серафимовичу), «Нахаленок», «Смертный враг», «Калоши», повесть «Путь-дороженька», «Продкомиссар», «Илюха», «Кривая стежка», «Батраки», «Червоточина», «Семейный человек».

    1926, 9 декабря

    Из письма А. С. Серафимовичу:

    «Уважаемый и дорогой т. Серафимович!

    Посылаю Вам книгу моих рассказов «Лазоревая степь». Примите эту памятку от земляка и от одного из глубоко и искренне любящих Ваше творчество.

    В сборник вошли ранние рассказы (1923—1924 гг.), они прихрамывают. Не судите строго. Рассказ «Чужая кровь» посвящаю Вам. Примите.

    Попрошу Вас, если можно, напишите мне Ваше мнение о последних моих рассказах: «Чужая кровь», «Семейный человек» и «Лазоревая степь». Ваше мнение для меня особенно дорого и полноценно...»

    На подаренном сборнике рассказов — надпись рукой автора: «В сборник вошли ранние рассказы (1923—1924). Рассказ «Чужая кровь» посвящаю Вам. Примите».

    (Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 15—16; РГАЛИ, ф. 457, оп. 1, ед. хр. 355, л. 1, 1 об.; Фонды ГМЗШ. Ксерокопия автографа // НВ-2417.)

    Раздел сайта: