• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Кузнецова Н. Т.: Михаил Шолохов - летопись жизни и творчества (материалы к биографии).
    1927 г.

    1927, 27 января

    Телеграмма-письмо М. А. Шолохова в Госиздат:

    «Убедительно прошу сообщить, вышла ли из печати моя книжка (по универсальной библиотеке) «О Колчаке, крапиве и прочем»?

    Пишу второе письмо в надежде, что снизойдете до ответа. В том случае, если книжка вышла, перешлите полагающиеся авторские экземпляры и остальные 30% гонорара Северо-Кавказский край, г. Миллерово, ст. Вешенская, М. А. Шолохову».

    1927

    Выход в свет сборника «О Колчаке, крапиве и прочем». Содержание сборника: «О Колчаке, крапиве и прочем», «Лазоревая степь», «Чужая кровь», «Жеребенок».

    (Рассказы «Жеребенок» и «О Колчаке, крапиве и прочем» в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» не включались.)

    (Шолохов М. А. О Колчаке, крапиве и прочем: Рассказы. М. -Л.: ГИЗ, 1927. С. 64. Универсальная библиотека. № 196, 15 000 экз.)

    1927

    В течение года впервые опубликованы рассказы «Червоточина» (книжное издание), «Мягкотелый», «Один язык» и «Ветер».

    «Молодость». Кн. 1; «Комс. правда». № 115, 24 мая. С. 3; «Молодой ленинец». № 124, 4 июня. С. 5.)

    1927, 22 февраля

    Пишет письмо А. С. Серафимовичу с просьбой прислать отзыв о сборнике рассказов «Лазоревая степь».

    Из письма:

    «Месяца два назад я послал Вам свою книгу «Лазоревая степь» ... Если найдете время, очень прошу Вас, черкните мне о недостатках и изъянах. А то ведь мне тут в станице не от кого услышать слово обличения, а Ваше слово мне особенно ценно...»

    «Москва, угол Тверской и Охотного ряда, «Дом Советов» (б. гостиница «Националь»). На обороте помета А. С. Серафимовича: «Необходимо ответить».

    (Впервые опубликовано: «Молот». Ростов н/Д, 1963, 19 янв. (в извлечениях); Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 18; Автограф в РГАЛИ, ф. 457, оп. 1, ед. хр. 355, 1 об.; Фонды ГМЗШ. Ксерокопия автографа // НВ-2416.)

    1927, февраль

    М. А. Шолохов начинает переговоры с ответственными сотрудниками издательства «Московский рабочий» Посвянским и Морозовой об издании романа «Тихий Дон» (две части которого были уже написаны) (Письмо М. А. Шолохова А. М. Стасевичу от 3 апреля 1927 г. // Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 18—19).

    1927, 3 апреля

    «... Деньги за «Лазоревую степь» получил. Теперь относительно романа: я надеюсь окончить его к осени (октябрь — ноябрь). В феврале на сей счет переписывались мы с т. Посвянским и тот сообщил мне, что против размера вещи и присылки ее по частям у вас там не возражают...

    Мне тоже небезынтересно было бы знать размер оплаты за печ<атный> лист, тираж и пр<очие> договорные условия. Сообщи мне ваши условия, а тогда я и не замедлю прислать первые три части на просмотр. Жду ответ.

    Кратко о романе: зовется «Тихий Дон». Размер 40 (приблизительно) печ<атных> листов. Частей 9. Эпоха 1912—1922 гг. Эпиграф не интересует? Поговори с кем следует о том, не сможет ли в<аше>изд<атель>ство субсидировать меня некоторой суммой денег под роман? Сообщи и на сей счет» (Впервые процитировано (в извлечениях) в ст.: Стасевич А. М. Так это было // «Комс. правда». 1980, 24 мая; Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 18—19; Автограф в ГЛМ, ф. 212).

    «Ветер» в газете «Молодой ленинец». Этот рассказ при жизни М. А. Шолохова никогда не переиздавался.

    1927, июнь

    Из воспоминаний Н. Тришина: «... Из Вешенской Михаил Александрович написал мне несколько писем по поводу договорной книжки, но ни словом не обмолвился о своей большой вещи, которую писал в это время. Мы только знали, что она будет называться «Тихий Дон». Но ни о теме, ни о времени событий, ни о героях мы не имели понятия. Наконец в июне 1927 г. Михаил Александрович появляется в Москве. По старой дружбе он останавливается у Василия Кудашева, в Художественном проезде, благо у того была холостяцкая квартира.

    — Ну, вот нагрохал первую часть, — объявил он нам. — А куда нести, не знаю.

    — Конечно, в Гослитиздат, — советуем.

    — Рукопись отнесена в Гослитиздат. Читать там будут, конечно, долго, предложили Михаилу Александровичу стать заведующим литературным отделом журнала. Он согласился и, работая у нас, терпеливо ждал судьбы рукописи. Не знаю, какой редактор Гослитиздата читал первую часть «Тихого Дона», но только через месяц Михаил Александрович явился оттуда обескураженный. С надменной улыбкой, похохатывая, докладывает:

    — Не проходит! Замахали руками, как черти на ладан: «Восхваление казачества! Идеализация казачьего быта!» И все в этом роде. Куда еще тащить?» (Тришин Н. У истоков. К 55-летию М. А. Шолохова // «Комс. правда». 1960, 22 мая. Воскресное приложение).

    Н. Стальский: «... В квартире Кудашева <...> состоялась одна из первых читок первой части романа. Он всех захватил и взволновал. Такого никто из нас еще никогда не слыхал. В литературу входил большой писатель со своей темой, со своим голосом, со своим видением мира» (Стальский Н. Друзья-писатели. Воспоминания. М., 1970. С. 143).

    1927, 22 июля

    Получив на свое письмо от 3 апреля 1927 года в издательство «Московский рабочий» положительный ответ, М. А. Шолохов сообщает:

    «Дорогие товарищи!

    С высылкой первых частей романа запаздываю, потому что держит проклятая машинистка. Есть в нашей станице такой «орган», который печатает рику (районному исполнительному комитету. — Н. К.) разные исходящие, вот этот-то печатный станок (я крепко верю, что это не пишущая машинка, а ее прадед — печ<атный> станок времен Иоанна) печатает мой роман. (По Сеньке, говорят, и шапка.) Дама, которая управляет сией машиной, работает весьма медленно и я, по всей вероятности, пока она кончит печатать роман, успею написать другой. Серьезно, раньше средины августа прислать не могу, т. к. перепечатано только 2 ч<асти>.

    Надеюсь, потерпите и не станете «выражаться» за невыполнение обещания.

    Я-то от Вас терпел не мало, во всяком разе не меньше.

    ».

    Из статьи А. М. Стасевича: «В конце 1927 рукопись первых частей романа «Тихий Дон» поступила в редакцию. Но тут произошло затруднение. Юношеский сектор издательства «Московский рабочий» было решено вместе с его редакционным портфелем передать в издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». При разделении возрастной тематики изданий, несмотря на то, что рукопись романа «Тихий Дон» уже поступила в издательство согласно заключенному договору и к ее рецензированию приступили, новое руководство редакцией художественной литературы категорически стало возражать против оставления ее в своем редакционном портфеле. Что оставалось нам делать? Пришло на память внимательное отношение к молодому писателю со стороны А. С. Серафимовича при издании сборника «Донских рассказов». После просмотра рукописи А. С. Серафимович дал заключение издательству: «... Немедленно печатать рукопись без всяких сокращений...» (Стасевич

    А. М. Так это было // «Комс. правда». 1980, 24 мая; Письмо М. А. Шолохова М. П. Шолоховой от 24 октября 1927 г.).

    Рукопись начальных частей «Тихого Дона» М. А. Шолохов привез в Москву в конце сентября — начале октября 1927 года. Печатала на машинке «времен Иоанна» Евреинова Зоя Михайловна, которая работала машинисткой в Вешенском райисполкоме (Фонды ГМЗШ. Восп. З. М. Евреиновой // КП-2808 / 2017).

    (Впервые опубликовано в ст. А. М. Стасевича. Так это было // «Комс. правда». 1980, 24 мая. С. 2; Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 19—20; Автограф письма хранится в ГЛМ, ф. 212, роф. 7404/2.)

    М. А. Шолохов закончил работу над 1-й книгой романа «Тихий Дон». Госиздат отвергает рукопись романа. Писатель встречается с А. С. Серафимовичем в «Метрополе». Серафимович помогает с публикацией романа в журнале «Октябрь». Прочтя рукопись, он предлагает немедленно печатать роман без тех сокращений, которые предлагала сделать редколлегия журнала: «Что у нас поставлено в 1-й номер? Отрывок из моей «Борьбы»? Его снять прежде всего. Роман Анны Караваевой «Лесозавод»? Уменьшить «подачу». Новиков-Прибой? Цусимского матроса не томить ожиданием. Стихи Суркова, Щипачева, Светлова... Это молодые. Не трогать. А все остальное? Перенести...» (Чалмаев В. «Вдруг расширились крылья...» // «Лит. Россия». 1985, № 21, 24 мая. С. 4).

    По записи в записной книжке А. С. Серафимовича за 1927 год: «С Лузгиным (зам. редактора журнала «Октябрь». — Н. К.«Тихий Дон». Упирается...»

    Н. Тришин: «... Примерно числа 20 сентября М. А. Шолохов забегает ко мне в редакцию:

    — Уволишь? Думаю опять в Вешки до новых журавлей!..

    Отставка, хоть и не слишком охотно, принимается. Мы погуляли потом по Москве. Шагая по Тверской мимо поднявшегося ввысь здания Центрального телеграфа, Шолохов, улыбаясь, заметил:

    — В прошлом году в моем Огаревом только фундамент был, а теперь, глянь, какая махина выросла!

    — Вроде тебя, — говорю, — в прошлом году еще и фундамента не было, а сегодня роман готов. Растешь быстрее этого телеграфа!

    — Ох, далеко моему роману до крыши! Ведь только первый этаж сделан, а вдруг разнесут!» (Тришин Н. У истоков. К 55-летию М. А. Шолохова // «Комс. правда». 1960, 22 мая. Воскресное приложение).

    — ул. Пушкинская (б. Большая Дмитровка), дом 7/5, кв. 13. Это подтверждается письмом В. М. Кудашева В. Д. Ряховскому от 19 октября 1927 года: «... У меня сейчас живет Шолохов...»)

    (Семанов С. В мире «Тихого Дона». М.: Современник, 1987. С. 223; Тришин Н. У истоков // «Комс. правда». 1960, 22 мая (Воскр. приложение к газете); Фонды ГМЗШ. Машинопись К. И. Приймы «Битвы вокруг ”Тихого Дона”» (1928—1978) // КП-3075/8. С. 1; Записная книжка А. С. Серафимовича хранится в РГАЛИ, ф. 457, оп. 1, ед. хр. 172, л. 165—166.)

    1927, 13 октября

    Обойдя все редакции, по-настоящему заинтересованное, теплое отношение М. Шолохов встретил только в одной из них — в редакции «Журнала крестьянской молодежи», руководителем литературно-художественного отдела которой был Василий Михайлович Кудашев.

    Из письма В. М. Кудашева В. Д. Ряховскому: «У меня сейчас живет Шолохов. Он написал очень значительную вещь» (РГАЛИ, ф. 422, оп. 1, ед. хр. 176, л. 13; Цит. по: Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 20).

    «ЖКМ» объединял молодых писателей — редактора Н. Тришина, молодого прозаика А. Платонова, молодого поэта И. Молчанова, начинающих писателей Н. Стальского, П. Сажина, В. Ряховского, М. Величко. В первый день работы в «Журнале крестьянской молодежи» М. Шолохов испытывал сомнение: «... сил не хватит сидеть с утра до 7 вечера на службе, читая десятки бездарных рукописей, а затем до 2—3 ночи — работать над романом с опустошенной головой...» (Письмо М. П. Шолоховой от 24 октября 1927 года // Личный архив М. М. Шолохова).

    М. Величко вспоминал о первых днях знакомства с М. Шолоховым, когда Кудашев сказал ему: «Сегодня в редакцию должен зайти Шолохов. Обязательно познакомлю тебя с ним — вот талант, как гора среди поля!» (Величко М. Чекан его души // Строка, оборванная пулей. М., 1976. С. 299).

    Н. Стальский: «... Роман уже был написан. Оставалось перепечатать рукопись, отнести ее в редакцию и дожидаться ответа. Естественно редакция могла предложить молодому писателю доработать, выполнить кое-какие рекомендации. Поэтому следовало какое-то время пожить в Москве. Но для этого нужны были деньги. И стал вопрос — где их заработать. Помогли друзья...

    Так Михаил Шолохов первый и последний раз в жизни получил штатную работу в редакции журнала.

    Став сотрудником «ЖКМ», Шолохов ежедневно приходил в редакцию — большую светлую комнату на Воздвиженке. Читал рукописи, сдавал материал в очередной номер, беседовал с авторами и художниками, участвовал в совещаниях, обсуждал номера, обдумывал очередные и т. д. Словом, трудился вместе со всеми...» (Стальский Н. Друзья — писатели. Воспоминания. М., 1970).

    «... роман будут печатать, так как читали его 3 часа на рабочем собрании у Марковича без отрыва до 3-х часов ночи, восторженно приняли: появление его в печати будет литературным событием». Писатель работает днями и ночами, «горячая пора настигла». В этом же письме сообщает, что кончает 21-ю часть и что роман выйдет в двух томах: 1-я — 1, 2, 3, 4 части; 2-я — 5, 6, 7, 8 части.

    Пишет М. П. Шолоховой также о том, что в сборнике «Лучшие произведения о Гражданской войне» вышли два рассказа из сборника «Лазоревая степь».

    «Тихий Дон» издавался «Московским рабочим» в «Роман-газете», 1-я и 2-я книги романа («Мол. гвардия». 1993, № 2. С. 248).

    1927, 24 октября

    Из письма М. А. Шолохова М. П. Шолоховой: «... Сдал роман в «Московский рабочий» (2 части), 13 октября отнес 3-ю часть. Ответ должен быть 22 октября 1927 г.» (Личный архив М. М. Шолохова).

    Знакомство с Е. Г. Левицкой, зав. отделом издательства МК ВКП(б) «Московский рабочий», которая, прочитав рукопись 1-й книги «Тихого Дона», горячо поддержала ее в издательстве.

    «У колыбели «Тихого Дона»: «Впервые «Тихий Дон» увидел свет в издательстве МК ВКП(б) «Московский рабочий» в начале 1928 г. Сектором художественной литературы руководила Аня Грудская, молодая, довольно экспансивная коммунистка, очень увлеченная возможностью проявить свои литературные способности по привлечению молодых писателей в писательский коллектив издательства».

    Она предложила Е. Г. Левицкой прочесть рукопись «Тихого Дона», которую автор принес в издательство.

    Далее из «Записок»: «...”Тихий Дон” — Мих. Шолохов... Автор — неизвестный, название необычное...»

    «Вот это и есть автор «Тихого Дона», который вам так понравился». «Это автор «Тихого Дона», — недоверчиво сказала я, глядя на паренька.

    «Вот не ожидала!» — «А что?» — с дерзинкой и смелостью спросил он.

    «Я думала, что автор такого изумительного произведения взрослый человек...» — «А я?» — с некоторой даже неприязнью задал он снова вопрос. «А вы, — засмеялась я, — в возрасте моего младшего сына...»

    «Ладная фигурка, на крепких ногах, но уж слишком небольшая для взрослого человека, небольшие руки и ноги, а в зубах — трубка. Чудной паренек — да и только. И уж никак не верится, что он мог знать так много, так удивительно передать тончайшие движения человеческой души, переживания женщины, матери, любимой и любящей...»

    Таким было первое впечатление Левицкой о Шолохове.

    «Знамя». 1987, № 10. С. 172.)

    1927, 7 ноября

    Принимая у себя зарубежных писателей — Анри Барбюса, Белу Иллеша, Мартина Андерсена Нексе — по случаю 10-летия Октября, А. С. Серафимович показал им машинописную рукопись и сказал: «Дорогие друзья! Вот новый роман. Запомните название — «Тихий Дон» и имя — Михаил Шолохов...» Представляя гостям Михаила Шолохова, сказал: «Друзья мои! Перед вами — молодой писатель земли Русской. Он моложе меня более чем на сорок лет, но я должен признаться, во сто раз талантливее меня. Имя его еще многим не известно, но через год его узнает весь Советский Союз, а через два-три года — и весь мир... С января мы будем печатать его ”Тихий Дон”» (Стасевич А. Так это было // «Комс. правда». 1980, 24 мая).

    1927, осень

    М. А. и М. П. Шолоховы с дочкой Светланой жили на Клязьме, на даче, которая принадлежала столяру-краснодеревщику Д. А. Капкову. Снимали две комнаты. Писал М. А. по ночам, когда жена, дочь, свояченица укладывались спать. После выхода в свет романа «Тихий Дон» приезжал к Капкову, подарил книгу с автографом (но подарок не сохранился). «Снимали две комнаты с отдельным входом, нижнюю — с террасой, верхнюю — с балконом на втором этаже», — говорил Д. А. Капков краеведу В. Андрушкевичу в 1973 году.

    «М. А. Шолохов в Клязьме» в Пушкинской районной газете (Моск. обл.) «Маяк».

    О том, что М. А. Шолохов жил одно время в Клязьме, писатель рассказывал также В. В. Петелину. «А ведь до войны Пушкино, Заветы Ильича, Правда, все станции по вашей дороге, знаете, конечно, казались глухоманью. Долго тащился туда паровичок из Москвы. Жил я в тех местах однажды. Вроде бы все хорошо было, лес, тишина, многие восторгались, а мне было скучно, тоскливо на душе. Потом только догадался, что тяготит меня: нет степного простора. Глаза повсюду на что-то натыкались. Я ж степняк... Там, у нас-то, куда ни посмотришь, всюду простор, безбрежность и ровная степь, гладкая, как стол. Всегда радовался, когда в лесу попадалась просека, выйду и смотрю вдаль, хоть чем-то напоминает степь, видится далеко...» (Петелин В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. М.: Центрполиграф, 2002. С. 34).

    (Колодный Л. Е. Кто написал «Тихий Дон». Хроника одного поиска. М.: Голос, 1995. С. 63—64; Андрушкевич В. М. А. Шолохов в Клязьме // г. «Маяк» (г. Пушкино Моск. обл.) от 3 ноября 1973 г.)

    1927

    М. А. Шолохов читал главы из неопубликованной еще первой книги «Тихого Дона» в клубе «Трехгорки» (фабрики «Трехгорная мануфактура». — Н. К.) в Москве. На этой читке присутствовал А. Серафимович.

    Поздней осенью была закончена работа над 1-й книгой «Тихого Дона». М. А. Шолохов отправил рукопись для напечатания в журнале «Октябрь», но члены редколлегии соглашались напечатать роман только при условии, если автор согласится на решительные сокращения. С такой предварительной оценкой рукопись была передана ответственному редактору журнала А. С. Серафимовичу, который, формируя № 1 журнала на 1928 год, отдал распоряжение печатать роман без сокращений.

    1927, декабрь

    В журнале «Октябрь» за 1927, № 12, было объявлено, что в 1928 году в нем будет печататься роман М. А. Шолохова «Тихий Дон».

    1927, 28 декабря

    «Молоте» (Ростов-на-Дону) отрывка из «Тихого Дона» «Казачья «Война и мир».

    «Война и мир» // «Молот». 1927, 28 декабря.)

    1927

    Выход в свет «Донских рассказов» М. А. Шолохова в «Роман-газете».

    Раздел сайта: