• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Кузнецова Н. Т.: Михаил Шолохов - летопись жизни и творчества (материалы к биографии).
    1951 г.

    1951, 1 января

    Публикация в «Правде» обращения М. А. Шолохова «С Новым годом, родные люди!»

    Из обращения: «... По моим родным степям идет канал Волго-Дон, создается громадная оросительная система. Грандиозными стройками коммунизма большевики преобразуют лик всей советской земли. Радостно жить и творить, будучи сыном такой великой Родины...»

    («Правда». 1951, № 1, 1 января.)

    1951, 12 февраля

    Телеграфирует сотруднику журнала «Новый мир» Н. П. Смирнову:

    «Дорогой мой Смирнов. Передай мой привет и доброе пожелание Твардовскому, Тарасенкову. Я абсолютно неаккуратен переписке, встречах, обращаюсь через тебя. Мне им писать стыдновато, ввиду опоздания романа. О журнале пошлю письмом. Желаю удачи, редакторских успехов. Книгу Гроссмана пришли окончательном варианте.

    Твой Шолохов».

    (Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 282; Оригинал телеграммы в ГЛМ, ф. 172, оп. 3, д. 145.)

    1951, 8 марта

    М. А. Шолохов публикует в «Комсомольской правде» статью «С опущенным забралом», таким образом приняв участие в дискуссии по теме «Нужны ли писателям псевдонимы», которая начиналась со статьи М. Бубеннова «Нужны ли сейчас литературные псевдонимы» («Комс. правда», 1951, 27 февраля). Бубеннов корил за псевдонимы Дядюкова, Бондаренко, Ференчука, Бикмурзина, Васянка, Когана, Лидеса, Файнберга, Рэмбаха. В заключительной строке статьи было: «Социализм, построенный в нашей стране, окончательно устранил все причины, побуждающие брать псевдонимы».

    В статье Шолохова было высказано мнение, что за псевдонимами прячутся литературные жучки и деляги. В литературных кругах было известно мнение Сталина по этому вопросу: он считал, что писатель имеет право выступать под псевдонимом. М. А. Шолохов защищает статью М. Бубеннова и полемизирует с К. М. Симоновым, который выступил в ЛГ от 6 марта 1951 года со статьей «Об одной заметке». После этого К. М. Симонов опубликовал в «ЛГ» от 10 марта 1951 года статью «Еще об одной заметке».

    В день опубликования статьи Шолохова Симонов отправил письмо в ЦК: «Тов. Г. М. Маленкову. В «Комсомольской правде» за подписью Михаила Шолохова напечатана беспримерная по грубости, проявленной в отношении меня, статья «С опущенным забралом». <...> Прошу Вас, Георгий Максимилианович, принять меры по этому вопросу...»

    (Шолохов М. С опущенным забралом // «Комс. правда». 1951, 8 марта; Осипов В. Указ. соч. С. 341—342; Годы, спрятанные в архивах // «Роман-газета». 1995, № 3. С. 178.)

    1951, 14 марта

    После окончания сессии Верховного Совета СССР М. А. Шолохов приезжал на встречу со студентами и преподавателями МВТУ.

    (Князев В. Ф. М. А. Шолохов у студентов МВТУ. М.: Наследие, 1995. С. 166—168.)

    1951, 16 марта

    Встреча писателя со слушателями Военно-политической Академии им. В. И. Ленина.

    «Он (Шолохов. — Н. К.) рассказал нам о том, что сейчас заканчивает первую книгу большого романа о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». После этого он думает вернуться к неоконченной «Поднятой целине», работу над которой прервала война».

    (От собств. корр. // «Комсомольская правда». 1951, № 63, 17 марта.)

    1951, 6 апреля

    Письмо М. А. Шолохова редактору газеты «Молот» А. М. Суичмезову:

    «... Если к Первому мая размахнусь на отрывок, посмотри редакторским глазом, может быть, и «Молоту» пригодится. А что касается отдельного куска для родной газеты, — твердо помню, но прошу некоего пространства времени».

    Работая над 2-й книгой «Поднятой целины», М. А. Шолохов отправляет в газету главы из романа. Данное письмо было написано по этому поводу.

    (В архиве А. М. Суичмезова сохранились 44 страницы машинописного текста глав из 2-й книги «Поднятой целины». На первой странице — автограф Шолохова: «Дорогому Саше с доброй улыбкой. 14. 8. 59». Сохранились также 16 машинописных страниц XXIX главы 2-й книги романа «Поднятая целина» с автографом М. А. Шолохова, датированным 8.02.60 г.)

    (Толстопятенко Е. Раритеты и подлинники // «Тихий Дон». 2004, № 67, 25 мая. С. 1.)

    1951, 10-е числа июня

    Поездка М. А. Шолохова в Болгарию. Встреча и беседа с болгарскими писателями. 12 июля 1951 года газета «Литературен фронт» опубликовала статью «Из ответов болгарским писателям и читателям», где процитированы слова Шолохова на встрече: «Если говорить о романе «Тихий Дон», то действительно, Григорий Мелехов имеет своего прототипа».

    Из статьи: «... Люди типа Григория Мелехова к советской власти шли очень извилистым путем. Некоторые из них пришли к окончательному разрыву с советской действительностью. Большинство же сблизилось с советской властью, принимало участие в строительстве и укреплении нашего государства, участвовало в Великой Отечественной войне, находясь в рядах Красной Армии».

    (Цит. по: Автореф. кандид. диссерт. В. В. Петелина «Человек и народ в романах М. А. Шолохова». М., 1961, МГПИ им. Ленина; Андриасов М. А. Вешенские были. М.: Современник, 1975. С. 174; Лежнев И. Путь Шолохова. М.: Сов. писатель. С. 342; Щербина В. Р. Перед лицом эпохи // Мировое значение творчества Шолохова. М.: Современник, 1976. С. 73; «Литературен фронт». София, 1951, 12 июня.)

    1951, июнь

    Во время поездки в Ростов М. А. Шолохов был в доме Г. Ф. Шолохова-Синявского по приглашению последнего. Во время беседы рассказал о своей встрече на фронте с А. Бусыгиным.

    (Шолохов-Синявский Г. Незабываемое. Михаил Александрович Шолохов // М.: Правда, 1966. С. 293—294).

    1951, июль

    Участие М. А. Шолохова в работе II съезда писателей России; он открывал съезд.

    М. А. Андриасов: «... Вспомнился мне Второй съезд писателей России. Представительный форум художников слова открылся в переполненном зале Большого Кремлевского Дворца.

    С глубоким вниманием слушали его участники съезда. Он говорил о том, что у литераторов непочатый край дел, что писатели должны дорожить мнением народа больше всего на свете...»

    Из выступления М. А. Шолохова: «Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, — говорил М. А., — если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу, партии, Родине все свои силы и способности. <...>

    Пусть на первом месте будет то, что нас всех объединяет, — забота о новых успехах великой советской литературы. Этого очень ждет от нас партия, очень ждет и весь народ. <...>

    Все равно, коммунист ты или беспартийный, отдавай всего себя, все свои силы, всю душу народу, живи с ним одной жизнью, делись с ним и радостью, и трудностями...» (Андриасов М. А. Вешенские были. М.: Современник, 1975. С. 190—191).

    Записка М. А. Шолохова редактору газеты «Молот» (Ростов-на-Дону) А. М. Суичмезову: «Посылаю классический образчик чиновного бюрократизма. С приветом Михаил Шолохов».

    Писатель счел необходимым рассказать газете историю «хождения по мукам» И. И. Кабановой, 79-летней неграмотной женщины, которая с огромными для нее муками должна была добиваться пенсии за погибшего сына. На обращении к писателю матери погибшего воина против каждого пункта в списке документов, которые собес предписывал собрать женщине, шолоховской рукой синим карандашом поставлен вопросительный знак. И. И. Кабанова писала М. А. Шолохову: «... Таких документов мне, конечно, не собрать и не получить персональной пенсии... Вы в своей книге пишете, что мой сын Кабанов Петр Иванович станицы Баклановской вместе с отрядом Подтелкова был расстрелян... Свидетельства о смерти моего сына могила не дает, а что написано в Вашей книге, собес не хочет верить. Прошу подтвердить, что мой сын был в отряде Подтелкова и расстрелян. Я полагаю, что Вы какими-то документами пользовались?..» (Толстопятенко Е. Раритеты и подлинники // «Тихий Дон» (Вешенская). 2004, № 67, 25 мая. С. 1).

    Благодаря помощи М. А. Шолохова и ходатайству Сальского исполкома райсовета И. И. Кабановой была назначена персональная пенсия местного значения.

    1951, 20 августа

    «Партийный билет», где дает профессиональные советы: писать не от первого, а от третьего лица, устранять небрежности в строении фразы. Предлагает прислать рукопись снова после переработки (Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 283—284; Автограф в ГМЗШ // КП-194; Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М.: Худ. лит., 1986. С. 182—184).

    Знакомство И. Ф. Веревкина и М. А. Шолохова состоялось весной 1951 года на встрече в Военно-политической академии им. В. И. Ленина.

    Из восп. И. Ф. Веревкина: «... Михаил Александрович рассказывал о своих творческих планах, о войне и военной литературе. Но самый интересный разговор состоялся после официального выступления, в кабинете начальника клуба <...>

    Беседовал он подкупающе просто. Разговорил всех, развеселил... Поинтересовался, есть ли у кого-либо из нас фронтовые записки. <...>

    В нескольких словах я рассказал Михаилу Александровичу о своих фронтовых дневниках. Писатель, внимательно выслушав, предложил просто, по-товарищески, как солдат солдату: «Пришлите рукопись, я прочту и, как сумею, помогу советом».

    »

    Рукопись была издана в форме книги «Дневник, пробитый пулей» (Новосибирск, 1971).

    Из письма М. А. Шолохова к И. Ф. Веревкину:

    «Кратко хочу сказать Вам о моих соображениях относительно «Партийного билета».

    Над рассказом надо еще основательно поработать, и не только над стилем, но и над строением произведения.

    — на мой взгляд — состоит в том, что Вы взяли на себя труднейшую задачу, ведя повествование от первого лица и тем самым связав себя по рукам и ногам. <...>

    Вообще рассказ от первого лица — трудная и щекотливая форма. <...>

    ... На тему о выходе из окружения много писали и пишут. Совершенно необходимо поэтому говорить своим голосом и как можно ярче.

    Если сочтете нужным, — пришлите рукопись после переработки. На этот раз с ответом не задержусь. Отшлифованный по-настоящему рассказ будет напечатан. В этом я убежден. В нем есть добротные куски, но от похвал я окончательно воздерживаюсь, чтобы Вы не зазнавались — раз, и чтобы злее работали — два».

    (Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 283—284; Собр. соч. в 9 т. Т. 9. М.: Терра, 2001. С. 210; Фонды ГМЗШ. Письмо М. А. Шолохова к И. Ф. Веревкину от 20.08.1951 // КП-194, НВ-4834 (ксерокопия).)

    М. А. Шолохов участвует в работе пленума Советского комитета защиты мира. Ставит подпись под обращением к великим державам о заключении Пакта Мира. Выступление М. А. Шолохова на пленуме было опубликовано в журнале «Огонек» под заголовком «Воля советского народа»...

    (Фото в журнале «Огонек» за 1951 г., № 36, сентябрь. С. 14: М. А. Шолохов на трибуне пленума.)

    1951, 30 августа

    Публикация в «Правде» статьи «С родным правительством — за мир!» в связи со сбором подписей под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между великими державами.

    М. А. Шолохов пригласил М. Шкерина и Е. Пермитина в Вешенскую поохотиться на куропаток. Гостили у Шолоховых в новом доме в течение недели.

    (Шкерин М. Ордер на арест // «Кавказская здравница». 1988, 1 октября. С. 4.)

    1951, начало сентября

    Поездка в Казахстан.

    —3 тысячи рублей.

    Из письма:

    «4-го, как и обещал, закончил правку «Тихого Дона», а 7-го летит в Москву сын, с ним и пересылаю тщательно просмотренный «сей плод раздумья многих дней».

    Должен сказать, что Потапов — при всей его доброжелательности к роману — как редактор ни к черту не годится. Нет у него художественного вкуса, в любой его поправке Вы увидите весьма посредственного газетчика, — вот в чем беда! Тут я совершил ошибку в выборе редактора, в чем и раскаялся, когда большинство его скопцовских изъятий мне пришлось восстанавливать, по сути проделывая одну и ту же работу вторично».

    (Речь идет о рукописи издания «Тихого Дона», которое вышло в Гослитиздате в 4-х томах в 1953—1956 годах.)

    «Лит. Россия». 1995, № 22, 2 июня. С. 5; Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 285; РГАЛИ, ф. 1460, оп. 1, ед. хр. 207, лл. 7/3; Собр. соч. в 9 т. Т. 9. М.: Терра, 2002; Фонды ГМЗШ. Фото: М. А. Шолохов и П. П. Гавриленко в Казахстане // ВХ-201, п. 61, № 20.)

    Раздел сайта: