• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Кузнецова Н. Т.: Михаил Шолохов - летопись жизни и творчества (материалы к биографии).
    1952 г.

    1952, 1 января

    Публикация в «Правде» новогоднего обращения М. А. Шолохова «Любимая мать-отчизна».

    1952, весна

    Встреча и беседы М. А. Шолохова с садоводом А. Н. Бахаревым у себя в доме в Вешенской. Визит А. Н. Бахарева длился 6 дней.

    (В личном архиве писателя хранится книга А. Бахарева «Дарвин и Мичурин» (М.: Сельхозиздат, 1959.) с запиской от автора.)

    1952, 5 апреля

    Выступление М. А. Шолохова по Центральному радио о писательском труде, о своих творческих планах: «Литературный труд — та же стройка».

    (Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М.: Худ. лит.; Хватов А. На стрежне века. М.: Современник, 1975. С. 273.)

    1952, 8 апреля

    Телеграмма М. А. Шолохова Д. И. Романенко:

    «Будь другом, без ссылки на меня вежливо откажи всем.

    Привет. Ваш Шолохов».

    После того, как в литературно-издательских кругах стало известно о критическом отношении Шолохова к редакторской правке К. В. Потапова, появился ряд новых кандидатур на эту роль. Но, несмотря на резкие отзывы о Потапове как редакторе, писатель продолжал поддерживать с ним дружеские и деловые отношения, сложившиеся еще в годы войны, и отклонял новые кандидатуры. Под редакцией Потапова вышли собрания сочинений Шолохова в Гослитиздате (1956—1957) и в издательстве «Правда» (1962).

    (Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 287.)

    1952, июль

    М. А. Шолохов несколько дней провел на строительстве Цимлянского гидроузла. Опубликовал очерк «Первенец великих строек» в газете «Правда» и обращение к строителям канала «Волго-Дон» в альманахе «Дон» (1952, № 2).

    В. А. Закруткин: «... Мне и моим товарищам довелось несколько недель ездить с Шолоховым по придонским станицам и жить в рабочих поселках Цимлянского гидроузла. Каждый из нас должен был написать очерк о Волго-Донском канале, о том новом, что принесла в засушливую степь живительная вода созданного советскими людьми молодого моря. Днем Шолохов осматривал вместе с нами разные участки гигантского строительства, а по ночам писал. Он запирался в отдельной комнате, работал до изнеможения, вдруг будил нас среди ночи, просил, словно проверяя себя, послушать очередной вариант его очерка, сердито отмахивался от наших похвал, рвал написанное, нервничал, вновь запирался в душной, полной дыма комнате, а через час-полтора подходил к кому-нибудь из нас, с простодушной, виноватой усмешкой поднимал с постели и просил:

    — Ну-ка послушай, по-моему, так будет лучше!»

    Эти поиски лучшего продолжались из ночи в ночь, замучили нас вконец, мы только могли удивляться: откуда в этом человеке берутся силы и где предел его беспощадной требовательности» (Закруткин В. Слово о Шолохове // «Молот». 1955, 24 мая, № 121. С. 3—4).

    (Шолохов М. Первенец великих строек // «Правда». 1952, 30 июля; То же //

    «Молот». 1952, 31 июля; Шолохов М. Привет строителям «Волго-Дона»! // Альманах «Дон». 1952, № 2; Фонды ГМЗШ. Из фотоальбома: М. А. Шолохов у Цимлянского моря // КП-3806/30-51; КП-4118/20; Фото Ф. И. Кислова. М. А. Шолохов, А. А. Бахарев на Цимлянской ГЭС / 398/1, 24, № 2; Фоторепродукция. В. А. Закруткин, М. А. Шолохов, А. В. Калинин на берегу Цимлянского моря // КП-4118/20.)

    1952, июль

    М. А. Шолохов присутствовал на открытии военных лагерей (Перхочевские лагеря).

    (Фонды ГМЗШ. Переснимок: М. А. Шолохов и (справа от него) б. зам. комдива 132 СБВДКОСД А. К. Бондаренко // НВ-1713/1, 2, п. 25, № 12, 13.)

    Участвовал в работе VI Ростовской облпартконференции; выступил с речью; был избран членом обкома КПСС и делегатом на XIX съезд партии.

    (Штавдакер Л. А. Биобиблиографический справочник. Ростиздат, 1980. С. 9.)

    1952, 2 сентября

    Телеграфирует А. И. Пузикову:

    «Ростове ознакомился материалами архива. Пришел убеждению над исправлениями касательно образа Подтелкова других надо еще работать. Корректуру представлю через две три недели сразу после областной конференции где я должен быть. Поправившись гриппа днях приедет Потапов расскажет. Приветом Шолохов».

    (Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 288; Фонды ГМЗШ. Ф. 1; Собр. соч. в 9 т. Т. 9. М.: Терра, 2002. С. 211.)

    1952, сентябрь

    Пишет предисловие к книге А. Бусыгина «Избранное». Книга была подписана в Ростиздате к печати 29 сентября 1952 года.

    Текст предисловия: «Выходец из рабочей семьи, сам рабочий в юношеские годы, Александр Бусыгин как бы воплощал не только в своем нравственном, но и физическом облике лучшие черты, присущие русскому рабочему.

    Беззаветно преданный делу Коммунистической партии и Родине большевик, до конца надежный, скромный в общении с другими товарищ, горячо любящий литературу писатель, отважный воин-пулеметчик — таким был Александр Бусыгин.

    Он трудно искал пути к овладению художественным мастерством и то, что постиг и сделал за свою недолгую писательскую жизнь, считал лишь началом, первыми шагами на литературном поприще. Уже будучи на фронте Отечественной войны в качестве военного корреспондента армейской газеты и все время находясь в боевых порядках, в родной ему семье простых советских людей — защитников отечества, Бусыгин не раз мечтательно говорил: «Если уцелею — вот о ком буду писать после войны! Какой героической закалки был народище! Не налюбуюсь!» А те, кем он любовался, — скупые на похвалы наши солдаты и офицеры, — с любовью и гордостью отзывались о нем: «Бусыгин-то? Саша кучерявый. Он всегда с нами. Это — настоящий парень!»

    Мечтам и творческим планам Бусыгина не суждено было осуществиться...

    Он прожил честную жизнь и умер честной солдатской смертью; тяжело раненный в обе ноги, он нашел в себе силы доползти до станкового пулемета, расчет которого был уничтожен вражеской миной, и, прикрывая отход товарищей, один вел огонь до последнего патрона в ленте.

    Издавая книгу Бусыгина, Ростовское областное издательство делает нужное дело.

    Михаил Шолохов».

    В личном архиве писателя хранится дарственный экземпляр книги с автографом сына А. Бусыгина: «Другу моего погибшего отца Михаилу Александровичу Шолохову с большой благодарностью за все. Ю. Бусыгин. 16 / IX — 64 г.».

    (Бусыгин А. Избранное. Ростиздат, 1952. С. 3—4.)

    1952, 5—14 октября

    Из выступления: «Советские писатели в большом долгу перед своими читателями. В ряду должников, но отнюдь не злостных неплательщиков, к моему великому сожалению и внутреннему неудобству, нахожусь и я — автор двух незаконченных романов.

    Мы не успеваем отображать жизнь имеющимися в нашем распоряжении художественными средствами...

    Мы всячески поспешаем, но спокойное дыхание нужно сохранить до конца.

    Поэтому и получается так: пока мастер пера тщательно вырисовывает мартовские, нагие ветви дерева и набухшие в предвесеннем томлении почки, — дерево уже выметало первую зеленую и клейкую листву. Изумленный и представшей его взору картиной и своей медлительностью, мастер торопливо начинает рисовать листочки; труд еще не окончен, а дерево уже сбросило роскошный весенний цвет и уже чудесно плодоносит...

    затраты труда и неизмеримо меньшего расходования времени.

    Если говорить о себе, могу коротко сказать следующее: в настоящее время работаю одновременно над второй, последней книгой «Поднятой целины» и над первой книгой романа «Они сражались за Родину».

    О сроках завершения работы над той и другой книгой разрешите мне умолчать. На собственном горьком опыте я убедился в том, что книгу закончить в точно намеченный срок нельзя, если работать с не покидающим тебя чувством ответственности за то, что и как ты пишешь.

    Работу над романом можно уподобить стройке. Но если на настоящей стройке работа и обязанности каждого строителя строго распределены и ограничены, то у писателя все это совмещается в одном лице: он и всесторонний заготовитель строительного материала, и архитектор, и каменщик, и инженер-строитель... И, к сожалению, нередко бывает так, что в процессе работы меняющиеся в силу тех или иных весомых обстоятельств планы писателя-архитектора до основания рушат уже проделанную работу писателя-каменщика.

    О каких же точных сроках окончания работы может идти речь на такой стройке?

    «строительство» затянется, лишь бы созданное твоим мозгом, твоей рукой было надежно, прочно, крепко и служило бы тем, для кого ты создавал, возможно дольше.

    И если наш умный читатель, прочитав книгу, не забудет ее на другой день (ведь бывает и так), если спустя какое-то время его снова повлечет к этой книге и раздумью над ней, если он скажет, думая о писателе: «Черт возьми, а этот парень здорово потрудился, хорошая книга!» — то для писателя этот высший суд и будет служить высшим нравственным удовлетворением и наградой...»

    (Биобиблиографич. указатель. Ростов, 1980. С. 9; Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М.: Худ. лит., 1986. С. 187—188).

    1952, 18 октября

    Пишет письма А. К. Котову директору Государственного издательства художественной литературы: «По просьбе писателя Михаила Шкерина я ознакомился с рукописью его литературно-критической книги «О художественном мастерстве». Я считаю, что впервые в советской литературе появляется такой значимости и боевой направленности труд литературного критика. В наши дни, когда партия особо остро ставит вопрос о повышении художественного мастерства писателей, книга Михаила Шкерина приобретает особое значение. Мне думается, что необходимо приложить все усилия для того, чтобы ускорить ее выход в свет.

    ».

    (Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 289; Оригинал — машинопись с подписью Шолохова — хранится в РГАЛИ, ф. 1460, оп. 1, ед. хр. 207.)

    1952, 30 октября

    Письмо ростовскому литератору Ивану Синельникову по поводу рукописи его повести «Испытание»: «Уважаемый товарищ Синельников! «Испытание» — на мой взгляд — требует еще очень большой доработки. Вещь с сырцой, и надо отжать «воду», все то лишнее, что обременяет повесть и служит помехой при чтении. То, что годится для очерка, неприемлемо для повести. Подумайте, посидите над повестью, и, наверное, будет она сделана добротнее. Желаю успеха. Михаил Шолохов» (Лукин Ю. Слово гуманиста // Михаил Шолохов. Статьи и исследования. М.: Худ. лит., 1980. С. 324—325).

    1952, 4 декабря

    Встреча и беседа с писательницей Вандой Василевской, писателем А. Корнейчуком и журналистом К. В. Потаповым.

    (Речь М. А. Шолохова // «Правда». 1952, 5 декабря; Фонды ГМЗШ. Фото Ф. И. Кислова: М. А. Шолохов среди делегатов конференции // НВ-782/10; Фоторепродукция. На конференции сторонников мира. С делегатами конференции // КП-4118/20; Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М.: Худ. лит., 1986. С. 197—201.)

    1952, 17 декабря

    Ответил письмом В. Стародумову, редактору многотиражной газеты Иркутского авиазавода:

    «Дорогой т. Стародумов!

    Не помню, поблагодарил ли Вас за присланное? Если нет, — спасибо! Мечтаю побывать в вашем городе. Напишите (только прозой!) о нынешнем Иркутске и как рыба ловится в ваших реках, и не ходят ли за одним косачем по 39 охотников, как вблизи Москвы? Прозаики — народ прозаический. А я — кроме основной профессии — охотник и рыболов.

    Рад буду получить от Вас письмецо.

    С приветом М. Шолохов» (Шолохов М. А. Письма. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 290).

    Из восп. В. Стародумова: «Преклонение перед талантом молодого донского писателя заставило меня даже обратиться к автору с письмом в стихах, в которых выразил свое отношение к произведению («Тихий Дон») и пригласил писателя к нам, в Иркутск».

    «Сибирь». 1984, № 6. С. 94; То же // «Москва». 1986, № 1. С. 178.)

    1952

    В верстке текста «Поднятой целины» (Гослитиздат, 1952 г.) рукой Шолохова зачеркнуто: «Печатается по тексту, вновь просмотренному и исправленному автором» и написано: «Издание вновь просмотренное и исправленное».

    (Гура В. Как создавался «Тихий Дон». М.: Сов. писатель, 1980. С. 123.)

    Раздел сайта: