• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Берг Михаил: Авторы и соавторы "Тихого Дона"

    Авторы и соавторы «Тихого Дона» 

    Самарское издательство «P. S. пресс» выпустило первый том исследований «Загадки и тайны «Тихого Дона» с подзаголовком «Итоги независимых исследований текста романа. 1974–1994»

    В сборник вошли не только скандально известные, но и новые работы на эту щекотливую тему: несколько статей Солженицына, «Стремя «Тихого Дона» Медведевой-Томашевской, «Тихий Дон» против Шолохова» Бар-Селлы, «О скандинавской версии авторства «Тихого Дона» Аксеновой (Сова) и «К истокам «Тихого Дона» Макаровых.

    – «гений и злодейство – две веши несовместные», нижняя – «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Однако, имея в виду, что речь идет о Шолохове, сумму этих высказываний возможно представить в виде формулы более набоковской, нежели пушкинской – гений и пошлость несоединимы. По крайней мере – добавим от себя – в эстетике психологической эпопеи, в которой и был создан этот роман.

    «Тихого Дона», возникли уже в конце 20-х годов, почти сразу после того, как в 1928 году вышла первая книга романа, подписанного его именем. Уже в следующем году появляется письмо в газету «Правда», в котором утверждалось, что «врагами пролетарской диктатуры распространяется злостная клевета о том, что роман Шолохова является якобы плагиатом с чужой рукописи». Врагам, понятное дело, дали отпор, но в 70-х годах с легкой руки А. Солженицына дискуссия на тему авторства «Тихого Дона» возобновилась, перенесенная на страницы западных изданий. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но избери Шолохов путь не советского писателя-лауреата, а, представим невозможное, писателя-эмигранта, упреков и сомнений, возможно, было бы меньше. Хотя, если вспомнить продолжающиеся до сих пор споры о том, кто был автором «Илиады»или шекспировских трагедий, можно констатировать, что соответствие автора уровню его произведении всегда волновало умы.

    Сразу успокоим бывших советских шолоховедов – ни одна из вошедших в сборник работ не представляет прямых доказательств того, что автором «Тихого Дона» является не Михаил Шолохов. Зато косвенных и в разной степени убедительных улик – множество. Солженицын уверен, что «Тихий Дон» написал Федор Крюков (1870 – 1920), сотрудник короленковского «Русского богатства» и член I Государственной думы от Дона. Помимо некоторого стилистического сходства, фронтовые пущ главного героя романа Григория Мелехова и Крюкова почти полностью совпадают. Умирая от тифа, Крюков беспокоится о судьбе заветного сундучка с рукописями, который, естественно, пропадает. Но между тем, что написал и опубликовал Крюков, и «Тихим Доном» разница не меньше, чем между тем же «Тихим Доном» и «Донскими рассказами» Шолохова. В минусе гений, творческое озарение, которое с одинаковым успехом могло осенить как Крюкова, так и другого неведомого писателя.

    Поэтому Зеев Бар-Селла полагает, что автором «Тихого Дона» является не Шолохов с его четырехклассным образованием (плюс двухмесячные курсы для продинспекторов), но и не Крюков, а донской казак, который учился в Московском Императорском университете, написал (кроме «Тихого Дона») две книги и был расстрелян красными в январе 1920 года в Ростове-на-Дону.

    «Тихого Дона» еще в самом начале 20-х. Так, украинский писатель Иван Днепровский рассказывал, что однажды на рассвете, в 1920-м, когда он служил в Красной Армии, добивавшей остатки белых, начальник отрада, который руководил ночным расстрелом белогвардейцев, передал ему два деревянных чемоданчика со словами: «Ты, Вань, у нас литератор, понимаешь в литературе, почитай и скажи, стоит ли чего-нибудь эта писанина». Писанина была увлекательная, но антисоветская, что и сказал Днепровский начальнику, а после публикаций первых частей «Тихого Дона» за подписью Шолохова пытался протестовать, искал правды у Горького, но по болезни последнего правды не нашел, что его и спасло. Историй о том, как люди с доказательствами исчезали в подвалах Лубянки, тоже немало. А рассказы о том, что то у одного, то у другого свидетеля чуть ли до самого последнего времени Хранились тетради с черновиками истинного автора романа, являются контрапунктом тайного желания справедливости, обуревавшего, очевидно, не одного исследователя истинного авторства знаменитого романа.

    Наиболее убедительной сегодня выглядит работа А. и С. Макаровых, которые, опираясь на результаты кропотливого текстологического анализа, доказывают, что в основе «Тихого Дона» лежат две разные редакции текста неизвестного автора. Первая редакция была создана до начала вешенского восстания казаков, то есть не позднее зимы 1919 года. Вторая, оставшаяся незавершенной, – после зимы 1919-го. Формула «автор – соавтор», предложенная еще Ириной Медведевой-Томашевской, отводит Шолохову роль соавтора этого романа. Он соединял островки черновика своими вставками, корректировал и нивелировал поведение героев дошолоховского текста, вносил в него пропагандистские клише 20 – 30-х годов, компилировал и редактировал исходный текст с целью придать роману нужный политико-идеологический оттенок.

    последовательности изложения. Изучение конкретных изменений, которые «соавтор» Шолохов вносил в текст, увы, убедительно показывает и невысокий уровень его знаний по истории и географии области войска Донского.

    Незавершенная рукопись, очевидно, была Шолоховым частично уничтожена, а частично отредактирована для придания отдельным фрагментам текста видимости единства и развития сюжета. Вопрос о том, кто является автором «Тихого Дона» – Шолохов или, например, Крюков, представляется Макаровым некорректным; вскрывая разные слои, разные уровни редактуры, они доказывают, что у хрестоматийно известного текста было несколько авторов – автор, соавтор, несколько редакторов: един из них -Михаил Шолохов. Не случайно его черновик «Тихого Дона» не сохранился, а, по словам будущего лауреата Ленинской, Нобелевской и прочих премий, погиб в 1942 году во время обстрела станицы Вешенской.

    – будет ли когда-нибудь названо имя другого или других авторов «Тихого Дона» -остается, таким образом, открытым. Как, впрочем, и другой – действительно ли нет правды на земле и нет ее и выше?

    Михаил БЕРГ

    Санкт-Петербург

    «Московские новости», № 31, 3–10 августа 1997 г.