«Тихий Дон» против Шолохова.
В этом году можно было отпраздновать один необычный юбилей – 60-летие романа. Да, ровно шестьдесят лет назад в 1928 году читатели журнала «Октябрь» впервые смогли прочесть то, что теперь мы знаем как первую и вторую книги романа «Тихий Дон». Однако, светлую радость нам поспешили отравить: в 1974 году некто «Д.», по заверениям А. Солженицына уже покойный, восстал и сказал – то, что мы знаем, как роман «Тихий Дон», не есть «Тихий Дон»!
Проблема, поставленная романом и «Д.» – проблема сложная. Вопрос номер один – автор.
Есть, правда, кандидат, но – Шолохов. Мыслимое ли дело: русский писатель-классик с незаконченным четырехклассным образованием (ну, еще два месяца – курсы для продинспекторов)?! Вся биография: не имел, не был, не участвовал... А потом садится, на голове папаха, и в сарае пишет роман века. Сам, кстати, немолод – девятнадцать лет.
двоюродный (К. Шолохов) в газету пишет: так, мол, и так – черноземный, наш Миша, талантище. Оттуда все и берется. Или вот, решил Миша все как есть узнать. И пошел Миша в архив Войска Донского, что в музее в Новочеркасске. И за несколько дней всю гражданскую войну в тонкости превзошел (И. И. Ногин, сотрудник музея).
А тут еще пристают: покажи, Миша, как романы пишут. Мы тоже хотим. Ну, покажи рукопись какую-никакую... (комиссия писателей под председательством А. Н. Толстого). Молчит Миша, стесняется да щурится. Щурится да щерится. Надоели, сил нет.
Ну, тут, конечно, пустили слухи. Слухи, слухи... Украл, убил и украл, в доверие втерся и украл. Покажи рукописи, Миша!..
А нету их. Немцы прилетели, по рукописям, мать их, аккуратисты, урок прицельного бомбометания... И нету. Зола и пепел. Нет улик. (И. Араличев, журнал «Вымпел», 1947.)
Нет, улик, значит, – невиновен. Любое сомнение в пользу обвиняемого. Безнаказанность? А ты докажи!!!
– отчаяние и легенда.
Есть рукопись, была, одна женщина привозила, видели ее (рукопись, женщину?). Александр Трифоныч в руках держал, потом послал в ЦК, и заместитель его – покойный Марьямов, или другой, но непременно покойный... (рассказывает А. Якушев, философ) . Один писатель перед смертью признался: «фанерный чемоданчик, а в нем рукопись... А когда прочел «Тихий Дон», сразу вспомнил, понял...» (писатель И. Днепровский по воспоминаниям А. Гербурт-Йогансен). Умер, умер писатель. Нет чемодана, нет следов. Ничего. Только шолоховская ухмылка: «Что, взял! Накося-выкуси!»
Есть еще способ уличить преступника – найти владельца, чтобы тот украденное опознал. Но и тут плохо дело. Если и был такой, то искать его надо на том свете. Нет его среди живых, если он за шестьдесят лет голоса не подал. И имя такое называют, теперь, пожалуй, чаще, чем имя Шолохова. Крюков это, Федор Дмитриевич, в марте 1920 скончавшийся от тифа. Чего проще – читай Крюкова, сравнивай и уличай.
Прочли, сравнили... Крюков – писатель неплохой, не хуже Чирикова и написал много, и публиковался часто, и откликался на события... А «Тихий Дон» написан гениальным писателем, никак по таланту не ниже Платонова. А раз Чириков не Платонов, то и Крюкову «Тихий Дон» написать было не под силу. Да и не похоже...
Все другое, одно общее – про казаков. Но, ведь, и про казаков не всякий роман – «Тихий Дон».
«Ревизора», например, написал не Пушкин. Но, ведь, и не Загоскин же!
Что же у нас есть, кроме Шолохова и Крюкова? У нас есть текст романа. И так судьба сложилась, что в любом споре текст романа – это и вещественное доказательство, и свидетель, и прокурор.
Весной 1982 года мы – Майя Каганская и вышеподписавшийся – начали судебный процесс: «Тихий Дон» против Шолохова М. А. Шесть лет мы собирали улики, копили доказательства, опрашивали свидетелей. Результатом этого стала книга – «Текстология преступления». Некоторые отрывки из первой части предлагаются вашему вниманию.
Р. S. В первой части нашей книги еще не идет речь об истинном Авторе романа, а только доказывается, что Автора следует искать. Поэтому сообщаем: истинный автор романа «Тихий Дон» нами установлен. Вот некоторые сведения о нем: донской казак по происхождению, учился в Московском Императорском университете, автор двух (кроме «Тихого Дона») книг, расстрелян красными в январе 1920 года в городе Ростове-на-Дону. В момент гибели ему еще не исполнилось тридцати лет.