• Приглашаем посетить наш сайт
    Анненский (annenskiy.lit-info.ru)
  • Бондарев Ю. В.: Перечитывая "Тихий Дон"…

    Перечитывая «Тихий Дон»…

    Не «свирепый реализм», а редкостная искренность свойственна большим талантам типа Льва Толстого.

    «Тихий Дон» – раскрывшиеся врата на длинном пути к истине.

    Говорят, есть Шолохов времен «Тихого Дона» и есть Шолохов поздний. Какой из них лучший? Да какое дело читателям и самому Шолохову до этого мнения критиков, расчленяющих и разделяющих на части художника.

    Не от любви ли ведется отсчет времени, не это ли мгновение начала жизни? Живет ли вообще человек, лишенный любви?

    Как синонимично похожи понятия «любить» и «верить».

    В душе Григория – противоречия, враждующие между собой смертельно. В третьей книге повержены, разбиты, в крови две толстовские добродетели – любовь к ближнему и умиротворенность.

    От «Тихого Дона» исходит сияние человечности, свободы, красоты, правды. Все здесь ново: и мысль, и форма. И от всего этого входит в душу спокойная радость, начинаешь верить в силу искусства.

    Это – «вечное произведение», наполненное гулом грозной поступи истории.

    Для Гёте борьба с демоном была смыслом его жизни. Он одержал победу. Одержал победу и Шолохов, исповедуя одно – правду…

    «Тихий Дон» – лицо времени или разрушение времени?

    Роман этот находится в дальней родственной связи с великими эпопеями – «Илиадой» Гомера и «Войной и миром» Толстого.

    Живописец: «Я должен видеть».

    Музыкант: «Я должен слышать».

    Писатель: «Я должен видеть, слышать, знать». Шолохов многое видел, слышал, многое знает.

    Наверное, высота мудрости – это спокойное самообладание, отсутствие страха и надежды.

    «Тихий Дон» – не кряж, не горная цепь, а одинокая гора, вершина которой пока недосягаема.

    Искусство этого романа – взгляд, проникающий в самую душу человека на изломе истории.

    Вспомнил чью-то фразу: «Сентиментальность во время войны – лишь преступная глупость». Где здесь правда и где непростительная бесчеловечность? Жизнь героев «Тихого Дона», исполненная мук и скорби, – жизнь людская.

    В иные исторические периоды насилие – горькая необходимость. Можно ли с этим согласиться?

    Есть ли отчужденность между высокой философской мыслью и простым человеком? У Шолохова – мудрые герои.

    Согласие со своей совестью – нравственность. Сделка с самим собой, со своей совестью – предательство.

    Для истинного прогресса средства важнее, чем цель.

    Иные, сами ничего не создавая, со сладострастным злорадством подвергают сомнению работу талантов.

    Почти каждый художник соткан из противоречий.

    Гении тоже огорчаются из-за мелочей повседневности, в то время как их жизнь не проходит, она бесконечна. Не сомневаюсь, что слава Шолохова перейдет в бессмертие.

    Говорят: прославлен за счет всех классиков и современных писателей, так бывает с модными писателями. Шолохов прославлен за счет самого себя. Он выше всякой моды, выше жалких критериев одного дня.

    Утонченные эстеты возмущались грубостью, изнеженные поборники монастырской морали и ханжи негодовали, ужасались и предавали одновременно анафеме, а роман жил, продолжает жить.

    В реализме эпоха, личность автора, идеи времени, роман – предмет исследования традиционного критика. Современного западного структуралиста интересует рождение на свет и развитие только текста, ибо он есть мозаика среди родственных мозаик, или трансформация другого текста. Они, структуралисты, убеждены, что литература делается из литературы, написание романа – результат насыщенности чужим текстом, чужими романами. В тексте возможен «плагиат», «общее место», «стереотип», тогда значит – автор не «изобретатель» текста, а имитатор, механизм-коллекционер чужих текстов. Западные структуралисты говорят: «Текст повинуется только своим внутренним законам, все остальное – идеология». Однако структурный метод критика выявляет один лишь скелет романа.

    «литературной игры».

    Революция – это не миссия перераспределения свободы и свобод, а акт воздействия на действительность с попыткой изменить ее.

    Роман отражает отношения между людьми, и если он, роман, изменив своему назначению, извратив свою натуру, поворачивается к обществу спиной, он совершает самоубийство. «Тихий Дон» повернут лицом к народу.

    Литература пытается дать ответ на главный вопрос: как жить человеку в обществе?

    Думаю, что понятия «реализм» и «эксперимент» совместимые, что найденные новые формы приведут к открытию и успеху, и все-таки я возвращаюсь к изначальному главному вопросу: реализм – это система мышления и метод анализа, лишенный библейского смирения. Всякий литературный терроризм страшен, страшна и нетерпимость.

    – это воссоздание жизни народа.

    Ю. В. Бондарев, первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, секретарь правления Союза писателей СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий

    Примечания

    Дон. 1978. № 7.