• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев С.Т. (grigoryev-s-t.lit-info.ru)
  • Дунаев М. М.: Вера в горниле Сомнений. "Православие и русская литература в XVII-XX вв."
    Глава XIV. Русская литература конца XIX – начала XX веков.
    Пункт 8. Романов К. К.

    8

    Константин Константинович Романов

    Должно нам сказать и о тех литераторах, которые служили правде жизни, строго держась за истины Православия.

    Много ли их было? Не слишком. Среди больших поэтов, пожалуй, лишь один – К. Р. (Константин Константинович Романов; 1858-1915). Одного стихотворения "Растворил я окно…", музыкально оформленного Чайковским, достаточно было бы, чтобы понять, что талант первостатейный. Стихотворение К. Р. "Умер бедняга в больнице военной" стало народной песней. А если народ воспринял как своё – подлинность поэзии не может быть опровергнута ничем.

    Расслабленности декадентов поэт противопоставил мужественность веры и духовную брань. В них он видел возможность победы над соблазнами и напастями. Поэт хвал не к бегству от мира, а к одолению горестей мира и только через такое одоление – к отрешению от земного ради небесного. И к победе над всеми сомнениями и тяготами.

    Вот чего не хватало многим "серебряным" художникам. Эгоцентрическому самоутверждению К. Р. противопоставляет смиренное обращение к помощи Божией. Так может мыслить только православный человек, сознающий, что без Бога он не может сделать ничего:

    Научи меня, Боже, любить
    Всем умом Тебя, всем помышленьем,
    Чтоб и душу Тебе посвятить
    И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
    Научи Ты меня соблюдать
    Лишь Твою милосердную волю,
    Научи никогда не роптать
    На свою многотрудную долю.
    Всех, которых пришёл искупить
    Ты Своею Пречистою Кровью,
    Бескорыстной, глубокой любовью
    Научи меня, Боже, любить.

    Рано постиг он, что заповеди Спасители он исполнит, только молитвенно испрашивая помощи Божией.

    Наслаждаясь красотой мира, поэт являет своё восхищение ею не как пантеистическое упоение, но как благоговейное обращение к Творцу Вседержителю, когда всякое дыхание хвалит Господа.

    Всем метаниям современников между тьмой и светом К. Р. мужественно противопоставляет единственно истинное: веру. Он знает: опорой может стать только Христос:

    Душа болит уныньем и тоской
    Я говорю, тебе сжимая руку:
    Христос с тобой!
    Когда в избытке счастья неземного
    Забьётся сердце радостью порой,
    Тогда тебе я повторяю снова:
    Христос с тобой!
    А если грусть, печаль и огорченье
    Твоей владеют робкою душой,
    Тогда тебе твержу я в утешенье:
    Христос с тобой!
    Любя, надеясь, кротко и смиренно
    Свершай, о друг! ты этот путь земной
    И веруй, что всегда и неизменно
    Христос с тобой!

    Вот чего не хватало Блоку. Почему ни у одного из корифеев декаданса не отыщется ничего, близкого тому простому и безыскусному, но и недостижимо высокому чувству, какое так естетственно выпевается православным поэтом?

    В стихах К. Р. ощущается не просто христиански чуткая душа, но и глубокая церковность поэта. Его поэтические опыты проникнуты молитвенным состоянием и истинной церковностью мировосприятия – не формальной, а укоренённой в глубине натуры. Кто же не узнает первоосновы тех строк, которые вылились из души поэта и время создания которых он обозначил со значением: Страстная среда 1887 (в Великую Среду каждый православный человек готовится неосужденно причаститеся Божественных, и Преславных, и Пречистых, и Животворящих Тайн Христовых):

    Услышь, Господь, мои моленья
    И Тайной Вечери Твоей,
    И всечестного омовенья
    Врагам не выдам тайны я,
    Воспомянуть не дам Иуду
    Тебе в лобзании моём,
    Но за разбойником я буду
    Перед Святым Твоим Крестом
    Взывать коленопреклоненный:
    О, помяни, Творец вселенной,
    Меня во Царствии Твоём!

    Тексты Священного Писания К. Р., следуя традиции русской литературы, перелагает в своих стихах нередко. Как и у других духовно настроенных поэтов, это переложение было у него не поводом для стихотворных упражнений, но средством выразить своё внутреннее переживание, свою веру, разделить с миром радость обретения опоры для души в Истине, в Евангелии прежде всего.

    Для всякого христианина совесть есть то духовное начало, которое даёт душе непреложное ощущение её связи с Творцом. Совесть – то, что соединяет образ Божий в человеке с Первообразом. Поэтому для К. Р. совесть есть та ценность, которую должно сберегать в душе неизменно. Он пишет о том в стихотворении 1907 года, из которого возьмём первую строфу:

    О, если б совесть уберечь,
    Как небо утреннее, ясной,
    Дышали дело, мысль и речь!

    Молитвенное состояние было знаемо поэтом по собственному опыту. Стихи К. Р. о молитве мы должны признать шедевром духовной лирики. По сути, К. Р. единственный из больших поэтов противостоял всем тёмным интенциям "серебряного века". Но хотя его голос прозвучал, он был заглушён.

    Перу К. Р. принадлежит четырёхактная драма в стихах "Царь Иудейский" (1910-1914), посвященная последним дням земного пути Христа. Замечательно то, что подлинно художественным и духовным чутьём автор ощутил невозможность представить Спасителя непосредственным персонажем драмы: Он лишь как бы незримо присутствует среди действующих лиц, опосредованно участвуя в развитии сценического действия. (Урок, увы, не воспринятый нынешними слишком вольными деятелями искусства.)

    Приём авторского рассказа о евангельских событиях несложен. Основное происходит вне сценического пространства, а на сцене различные персонажи рассказывают о том, чему они были свидетелями, передают свои впечатления, делятся мнениями, спорят, каким-то образом участвуют в происходящем и т. д. Автор является подлинным учёным-историком, даже церковным археологом. При исследовании отображаемых им событий он добивается исторической точности и достоверности во всём, вплоть до мелочей. Почти каждая реплика обосновывается им в пространных примечаниях, приложенных к основному тексту драмы. Он собирает подробнейшие сведения обо всех исторических персонажах произведения, которые появляются на сцене. А здесь и Пилат, и его жена Прокула, и Иосиф Аримафейский, и Никодим, тайный ученик Христа, а также безымянные фарисеи, саддукеи, центурионы и т. д. Примечания автора можно рассматривать и как самостоятельный научный труд, посвященный времени земной жизни Христа. В повествовании о событиях он пользуется в основном каноническими Евангелиями, очень редко апокрифами, заимствуя из них некоторые бытовые подробности, никак не связанные с важными вероучительными положениями. Ещё реже прибегает поэт к вымыслу.

    События драмы начинаются Входом Господним в Иерусалим и завершаются Его Воскресением. Показывая в основном сопутствующие этим главным событиям обстоятельства (разговоры учеников, Иосифа и Никодима, отношение к Учителю народа, интриги фарисеев и саддукеев, колебания Пилата и т. д.), автор вынужден опуститься на уровень исторически-бытовой, и только в завершающем, четвёртом акте он возвышается до уровня подлинной мистерии.

    Однако К. Р. ставил для себя важнейшей целью, кажется, не воспроизведение исторических обстоятельств и не психологическую разработку характеров: это образует лишь внешний слой драмы. Основной заботой автора было переложение православных истин на язык художественных образов. В этом смысле К. Р. следовал идее Гоголя: театр должен стать вспомогательной ступенью к христианству для ослеплённого и оглушённого мира, не способного воспринять истину непосредственно из Источника. Сам К. Р. ещё в раннем стихотворении "Псалмопевец Давид" (1882) утвердил: поэзия предназначена к борьбе со страстями, к очищению и просветлению души не в нравственном только, но прежде всего в религиозном смысле.

    В "Царе Иудейском" множество несомненных достоинств. Но возможно ли вообще создать в рамках секулярного искусства произведение, достойное встать рядом с Первоисточником? Даже если использовать тот приём, к которому прибегнул автор, не включая Спасителя в число непосредственно действующих на сцене лиц?

    С другой стороны, если сопоставлять драму К. Р. с символически-отвлечёнными пьесами Андреева или бесплотно-романтическими драмами Блока, то за ней остаётся бесспорное преимущество: за автором стоит мудрость Евангелия.

    Остаётся сожалеть, что литературное творчество не было основным занятием К. К. Романова: в его лице "серебряный век" мог получить еще более мощного оппонента. Что ж, видно, такова промыслительная воля. Должное сказаться – сказалось, а услышать сказанное – в воле человека.