• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Петелин В.: Три фельетона - начало литературной деятельности

    Испытание. 

    Испытание

    (Случай из жизни одного уезда в Двинской области).

    Опубликовано в газете «Юношеская правда» 19 сентября 1923 г.

    М. Шолох.

    Известно, что с первых шагов в Москве М. Шолохов познакомился с группой «Молодая гвардия», ходил на занятия по литературному мастерству, и один из давних товарищей вспоминал о творческой истории первого рассказа, написанного через два месяца после опубликованного фельетона М. Шолохова: «Первое занятие проводил с нами О. Брик в ноябре 1923 года. После его беседы «О сюжете» и разбора рассказа Чехова «Пересолил» каждый из нас должен был написать рассказ « на обратный эффект» . Наиболее прилежно это задание выполнил Шолохов. Его рассказ произвел на нас особое впечатление..

    Сюжет его я и сейчас помню: секретарь волостного комсомольского комитета просит старика кучера проверить приехавшего из губкома агитатора по дороге в станицу, где агитатор должен выступать. Слишком щегольский был вид у представителя губкома комсомола. Смысл проверки был показателен для строгих нравов комсомольцев того времени. Среди агитаторов встречались и такие, которые не столько думали о том, чтобы просветить деревенскую молодежь, сколько «себя показать», произвести впечатление на сельских девчат.

    Старик кучер в дороге искушает агитатора, советует остановиться на хуторе , где у его кумы имеется самогон. Агитатор отмалчивается. Старик намекает, что на другом хуторе живет его родственница, которая лишь недавно вышла замуж, мужа взяли в Красную Армию, там можно заночевать. Агитатор продолжает молчать. Тогда кучер начинает ругать Советскую власть: что это за власть такая, не может дегтем и овсом обеспечить.

    «обратный эффект. Парень вскочил и, выхватив револьвер, заговорил: «Ах ты контрик! Покуда ты мне всякую стариковину городил, я не обращал внимание на твои пережитки, но раз ты нашу родную Советскую власть задел, будет тебе сейчас конец!»

    Кучер, подняв руки, едва сумел растолковать парню, что это он его «проверял»!

    – так запечатлелись в нем молодые и старые люди эпохи гражданской войны. Из беседы с М. Б. Колосовым. 15 июня 1956 г.» ( В. Гура. Как создавался «Тихий Дон». М., СП, 1980. С. 28-29).

    В фельетоне действуют три персонажа:

    Секретарь Укома РКСМ упрашивает Тютикова, человека «в широком модном пальто, с заплывшими жиром самодовольными глазками» , проследить идеологическую стопроцентность секретаря комсомольской ячейки Покусаева, они почти не знакомы, « тоненько попробуйте к нему подъехать. Узнайте его взгляды на комсомол, его коммунистические убеждения. Постарайтесь вызвать его на искренность». Тютиков , бывший член партии, но вышел из партии, «занялся торговлишкой», «самодовольно» согласился дать молодому секретарю «Своего рода маленький политический экзамен». Безжалостно Шолохов воспроизводит характер Тютикова, «из чемоданчика достал хлеб, колбасу, огурцы и звучно зачавкал». Секретарь забыл взять еду из дома, сидит голодный, а Тютиков поносит комсомол, «Этакие негодяи, безбожники!». Покусаев крепко избил Тютикова, который тут же доложил, что это его секретарь Укома попросил проверить благонадежность Покусаева.

    «Парень несомненно благонадежный» и доехал он вполне благополучно, с горечью оглядывая свое разбитое пенснэ, трогая разбитое колено и грязное пальто.

    «труда». Так и в этом фельетоне - испытание выпало на долю всех выживших после революции и гражданской войны.

    Три.

    Три (Рабфаку имени Покровского посвящаю). Опубликовано в газете «Юношеская правда». 1923. 30 октября. Подписано: М. Шолох.

    « Одна – большая, костяная, с аристократически-брюзглым лицом и едва уловимым запахом одеколона. Другая- маленькая, деревянная, обшитая красным сукном.

    Последняя – металлическая, синяя – была принесена только на днях». И три пуговицы заговорили между собой о своей судьбе: « костяная» была пришита к великолепному пальто богатого фабриканта, который увлекался красивыми женщинами и тратил казенные деньги, приговаривая: « Попадусь в ГПУ…Эх, попадусь!..», артистка в ярости оторвала эту пуговицу и бросила на землю, и она сейчас думает о самоубийстве, ей не хочется укрошать «вонючие мужицкие штаны»; «красная» « алела на буденовке краскома», но после войны он познакомился «с барышней-машинисткой, и все пошло прахом!..»; «металлическая» принадлежала студенту, который купил новые штаны, но через какое-то время студентам понадобилось купить книгу «Исторический материализм» и подписаться на «Юношескую правду». Со студента дружно стянули штаны и побежали их продавать, в суматохе сорвали эту пуговицу, которая , гордясь своими студентами, читавшими «Исторический материализм», «пренебрежительно сплюнула на пол и повернулась к соседкам спиною».

    Три пуговицы - три разных судьбы, которые столкнулись в противоборстве.

    «Ревизор»

    «Ревизор» «Молодой ленинец». 1924. 12 апреля. Подписано: М. Шолох. Редакция газеты «Юношеская правда», узнав о смерти В. И. Ленина, тут же переименовала свою газету. А много лет спустя эта газета стала называться «Московский комсомолец», редакция которой увековечила имя М. А. Шолохова , поставив на почетном месте бюст писателя и напомнив о публикации фельетонов в 1923 году

    «Ревизоре» Гоголя: «позеленевший кассир Букановского кредитного товарищества принял рассеянного комсомольца Кособугрова за ревизора РКИ, доложил председателю, тот , естественно, распорядился. Кособугрову нужно в уком, а его привели в кредитное товарищество, где поразили его ковры, мебель. «Перед ним явно трепетали. В нем заискивали». А вскоре все и разъяснилось, он сам признался, что его послал губком комсомола организовать батрачество. «Кто-то ахнул, с кем-то сделалась истерика, зазвенела разбитая посуда, у рыхлого председателя вывалился посиневший язык», а рассеянного Кособугрова арестовал милиционер, уполномоченный РКИ снял с него свое пальто и «громил безнравственность нынешней молодежи».

    Раздел сайта: