• Приглашаем посетить наш сайт
    Писемский (pisemskiy.lit-info.ru)
  • Шолохов М. А. - Шенгелая Н. М., 23 июля 1933 г.

    68. Н. М. Шенгелая

    23 июля 1933 г. Вешенская.

    Вы меня, как видно, крепко ругаете, дорогой т. Шенгелая... Вообще-то ругать есть за что, но все же я — «преступник», заслуживающий снисхождения.

    В Москве я очутился в первых числах этого м-ца, выехал туда отнюдь не по своим делам, а по вызову ЦК1, и, несмотря на то, что был очень занят, все же успел поговорить с Вашей сестрой, которой высказал основное из того, что помешало мне быть в Тифлисе и начать работу над сценарием.

    Примерно это же повторю Вам в письме. Дело в том, что работать над сценарием вместе с Вами (как мы договаривались) я не могу. Нам надо заново договориться и соответственно перестроить планы. До конца года я буду занят работой над окончанием последней книжки «Поднятой целины». Если Вы меня спросите, имею ли я завершенный (сюжетно) план этой книжки? — я Вам по-честному отвечу — нет. Все это еще в работе. А мне думается, что делать картину по одной первой книжке нехорошо. Надо очень густо замесить и выпечь безо всяких «серий» и «продолжений». Отсюда и выводы: не отложить ли работу над кинооформлением «Под<нятой> целины» до того момента, когда я буду иметь в рукописи законченную вторую книгу?

    Вы быстренько выскажитесь по этому вопросу. Потом о людях: кто будет играть? Кого? Помнится, Вы обещали оставить в Москве фотографии людей; подобрали ли Вы кадры? Мне очень хочется, чтобы картина была хорошей. Удачный подбор людей решает, Вы это знаете лучше меня. Не думаете ли Вы, что роль Лушки подошла бы Вашей жене2, талант которой я очень высоко расцениваю? Я говорю обо всем этом несколько сумбурно и это потому, что я основательно выбит из седла. Все к черту смешалось, только что ухитрился выкроить время (и то в недостаточном количестве) для творческой работы, а работать хочется зверски, но времени мало...

    Пишите обо всем. Недели три я буду в Вешенском р-не и его окрестностях, потом уеду в Москву. Быть может, встретимся там и поговорим? Разумеется, все это в случае, если не договоримся письменно. Мне не хочется обременять Вас внеплановой поездкой.

    Жму руку.

    С прив. М. Шолохов.

    ст. Вешенская.

    Примечания

    Впервые: сб. «Из истории кино». Вып. 7. М., 1968. С. 187 (в ст.: Табукашвили О. «Неподнятая целина»; отрывок).

    Печатается по автографу (хранится у Э. Н. Шенгелая, Тбилиси).

    Шенгелая Николай Михайлович (1903—1943) — кинорежиссер, сценарист.

    связи к Сталину, приезд Шкирятова для разбора его писем и т. д. нарушили договоренность.

    Через некоторое время работа над сценарием возобновилась. Сомнения Шолохова и его намерение отложить экранизацию до полного завершения романа были преодолены. Осенью 1933 г. Н. Шенгелая приехал в Вешенскую. Совместная работа удовлетворила обоих. «Мы с Шолоховым..., — писал Н. Шенгелая, — старались в интересах максимального выявления в кинофильме содержания романа находить <...> новые обобщающие положения, острые по своей действенности...» (Шенгелая Н. Роман и сценарий // Лит. газета, 1933. 23 дек.). Определялись места натурных съемок, выбирались участники массовок, готовился изобразительный материал. «Больше 150 снимков собрано в альбомах, по которым теперь делаются эскизы костюмов и декораций» (Алина Г. «Разгар работы» // газ. «Кино», 1934. № 8. 16 февр.).

    В этот период подчеркивалась плодотворность сотрудничества писателей и киноработников. Целая полоса «Лит. газеты» вышла под шапкой «К Всесоюзной тематической конференции по кино. Писатель идет в кинематографию». В интервью Б. Е. Шумяцкого (нач. Главного упр. кино-фотопромышленности) работа Шолохова и Н. Шенгелая была отнесена к числу «наиболее важных». См. также письмо к Шолохову А. А. Фадеева от 21 авг. 1933 г. (Фадеев А. А. Собр. соч. М., 1971. Т. 7. С. 71).

    К началу 1934 г. работа над сценарием завершилась. В газ. «Кино» (М., 1934. № 8. 16 февр.) появилась целая полоса, посвященная готовящемуся фильму. Под заглавием «Авторы о сценарии» были напечатаны статьи Шолохова и Н. Шенгелая, довольно большой отрывок из сценария, статья А. Михайлова «Роман и фильм». Шолохов, в частности, писал: «Работая над сценарием “Поднятая целина”, я хотел оставить идею романа неприкосновенной. Тема и герои должны остаться в прежних своих взаимоотношениях. События должны развертываться по роману. Задача — через фильм донести до зрителя живые образы моих героев... Теперь, закончив литературную разработку материала, я смело вверяю его режиссеру для воплощения моих идей и мыслей в полноценное кинематографическое произведение. Наша совместная работа над сценарием показала, что Шенгелая понимает меня и одинаково со мной думает о героях “Поднятой целины”. Это позволяет надеяться, что в героях фильма я узнаю близких мне, созданных мною людей».

    Сообщалось, что на зимнюю натуру группа должна выехать на Дон 25 февраля и в марте завершить эту часть натурных съемок. «Всю съемку, монтаж и озвучание картины реж. Шенгелая планирует закончить к IV кварталу» (там же). Однако последующее обсуждение сценария в Главном упр. кино-фотопромышленностью дало отрицательный результат. Основные упреки касались того, что массовые сцены имеют «ударение на несочувствии коллективизации», на увлечении «любовной интригой» и т. п. (см. Церетели К. «Николай Шенгелая». М., 1968. С. 72). Хотя Шолохов отверг эти обвинения, в апреле 1934 г. работа над фильмом была прекращена.

    1

    2 Нато (Наталья Георгиевна) Вачнадзе (1904—1953) — актриса, снималась в кино с 1923 г. В цитированной выше статье в газ. «Кино» Шолохов, в частности, высказал «единственное пожелание» режиссеру: «Мне хочется, чтобы максимум внимания и чуткости было проявлено в подборе актеров. Я хочу, чтобы и характеры и внешность актеров соответствовали качествам людей моего романа».

    Раздел сайта: