• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • Шолохов М. А. - в Ленинградский областной совет профсоюзов, 18 октября 1933 г.

    72. В Ленинградский областной совет профсоюзов

    18 октября 1933 г. Вешенская.

    Вопрос о постановке «Поднятой целины» (в инсценировке тов. Винера) театром ЛОСПС решен положительно. Я — за пьесу Винера. За вычетом ряда мелочных недостатков и несколько неудобного конца, пьеса Винера хорошо и умело сделана. В сравнении с пьесой Крашенинникова работа Винера бесспорно во много и во много раз талантливее. Это обстоятельство и возбуждает меня расторгнуть договор с Крашенинниковым.

    Я с радостью принимаю ваше приглашение присутствовать на премьере и сделаю все возможное, чтобы приехать несколько раньше и посмотреть 1—2 репетиции. Одновременно пользуюсь случаем через ваше посредство передать горячую благодарность ленинградской рабочей общественности — в частности просмотровому пленуму — столь внимательно относящейся к моей работе.

    С приветом. М. Шолохов.

    18 октября 1933 г.

    Ст. Вешенская.

    Примечания

    Впервые: «Вечерняя Красная газета». Л., 1933. 26 окт. Несколько сокращенный и измененный текст письма под заголовком «Председателю ЛОСПС» был напечатан в «Бюллетене театра ЛОСПС» к спектаклю «Поднятая целина», ноябрь 1933 г.

    Письмо Шолохова явилось ответом на выступление газеты 4 окт. Под заголовком «На сцену — полноценные образы “Поднятой целины”» в газете было помещено пространное письмо «просмотрового пленума ЛОСПС» (Ленинградского областного совета профсоюзов), в котором давалась отрицательная оценка инсценировке «Поднятой целины», сделанной Н. А. Крашенинниковым, и, напротив, высоко оценивалась инсценировка художественного руководителя Театра ЛОСПС режиссера А. Б. Винера. (Театр Ленинградского областного совета профсоюзов; был создан в 1932 г. на основе Первого рабочего театра ленинградского Пролеткульта, существовал до 1937 г.). Говорилось также о том, что «монопольное право», предоставленное Шолоховым Крашенинникову, не дает возможности театру готовить свою инсценировку, что театр получил ряд предписаний «немедленно прекратить работу над материалом Винера». В письме утверждалось: «“Поднятая целина” — ее идеи и образы — дорога всем трудящимся, и их театральная судьба не является уже личным делом Шолохова, Крашенинникова и какого-либо театра, а стала общественным достоянием». Со своей стороны газета заключала: «Мы полагаем, что вопрос о предоставлении театру ЛОСПС права постановки “Целины” в собственной сценической транскрипции должен быть решен соответствующими организациями в положительном смысле».

    В связи с возникшим конфликтом Шолохов познакомился с инсценировкой, сделанной А. Б. Винером, и написал короткое предисловие к ней, помеченное 13 ноября 1933 г. Отметив, что стремительность действия в пьесе «соответствует подлинным темпам событий 1930 года», он особо подчеркнул: «Пьеса сделана крепко. Все, что было необходимо для книги, но отягощало бы пьесу излишним мертвым грузом, устранено» (Винер А. Б. «Поднятая целина». Пьеса в 4 действиях. По роману М. Шолохова. М., 1935. С. 3).

    Несомненно, что появлению письма Шолохова в «Вечерней Красной газете» предшествовал обмен письмами между ним и театром. Однако эти письма неизвестны.

    «“Поднятая целина” (В Первом театре ЛОСПС)» // «Рабочий и театр». Л., 1933. № 33. Ноябрь. С. 10—11); Кириллов А. «“Поднятая” пьеса» // «Литературный Ленинград», 1934. № 1. 3 января). Отвечая на критику, А. Б. Винер признал, что спектакль «еще не готов» и обязался «подтянуть недовершенное» («Вечерняя Красная газета». Л., 1933. 29 ноября).

    — режиссер, народный артист Эстонской ССР (1957), много работал над постановками оперных спектаклей («Евгений Онегин», «Князь Игорь» и др.).

    Раздел сайта: