• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Выступление в Ростове-на-Дону на второй областной партийной конференции

    ВЫСТУПЛЕНИЕ
    В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
    НА ВТОРОЙ ОБЛАСТНОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

    (из стенограммы)

    17 января 1956 года
    Начало работы в 10 часов утра

    ... Слово имеет товарищ Шолохов, подготовиться товарищу Бедусенко.

    Что же, товарищи, можно сказать? Касаясь итогов истекшего года, можно сказать одно: приятно быть гражданином Каменской области. Хотелось бы, чтобы в этом году у нас были еще лучшие показатели в работе. Мне думается, что добившись известных успехов в подъеме промышленности, дальнейшем развитии сельского хозяйства, трудящиеся нашей области пойдут в ногу со всей страной стремительной поступью вперед.

    У нас много ругают строителей, и вполне справедливо, хотя у строителей немало успехов. Я представляю ту область культуры, которую надо критиковать, пожалуй, больше, чем строителей.

    Писатель очень внимательно прислушивается к настоящей критике, к критике со стороны читателей. Но я бы уж лучше в этот момент был строителем, чем писателем. Потому, что у строителей есть что критиковать, а вот у нас, у писателей, собственно, и критиковать-то почти нечего.

    Писатель Маяковский говорил о том, чтобы перо приравняли к оружию. У нас перо приравнено к оружию, но это оружие за последние годы не блистало. Список произведений, появившихся со времени XIX съезда партии, очень мал, собственно, эти произведения не нуждаются в перечне, всем они известны.

    Недавно в Москве проходило совещание молодых писателей1. Растет надежная смена старым писателям, хорошая когорта молодых писателей. Но я, в частности, не согласен с такой критикой молодых. По собственному опыту знаю, как легко можно заушить молодого писателя.

    В докладе тов. Ажаева2 а что же с молодого спрашивать? Заушательская критика нам не нужна, нам нужна здоровая, товарищеская критика, нужны твердые руки, именно в этом нуждаются молодые писатели.

    За последнее время появились новые писатели, как Лидия Обухова3, Чаковский4. Они написали хорошие произведения, но запрос наших читателей велик и, к сожалению, хороших произведений у нас мало. С этой трибуны и раздаются голоса, по сути, сводящие к тому, что страна строит, а мы, писатели, идем медленно. Чем можно это объяснить? Объясняется это тем, что хорошую книгу написать не легко. Очень сложен процесс творчества. Нельзя же сказать и, наверное, никто из вас здесь сидящих мужчин не скажет своей жене — роди мне тенора. Как можно требовать от писателя, чтобы он быстро написал хорошее произведение. Ведь вам известно, что «Анну Каренину» Толстой писал десять лет, хотя это обыкновенный роман, построенный на любовных коллизиях. Огромная растущая требовательность читателей обязывает нас писать по-настоящему, а писать по-настоящему — это не значит, что писать быстро. Посмотрите, что получается. Некоторые писатели попытались поехать на целинные земли. Среди них были и молодые, и творчески зрелые люди. Но освоить новую тему для писателя-горожанина — дело не простое. Для многих поездка, ограниченная сроком в три месяца, полугодием, окончилась плачевно.

    Вы все читали рецензию «Серьезная неудача драматурга», опубликованную в «Правде», в которой был подвергнут критике писатель Погодин за неудачную пьесу «Мы втроем поехали на целину»5

    Надо сказать, что если прошлое столетие у нас отмечалось, да не только у нас в России, но и в Европе, обилием крупных имен и не менее крупных произведений, то последнее десятилетие этого столетия, я бы сказал, неурожайно. Такое затишье наблюдается не только у нас. За последние годы в Западной Европе, Америке, в необъятной Азии, включая Японию, Индию, во всем мире кроме произведения Хемингуэя «Старик и море»6 почти ничего не появилось. Это, конечно, оправданием для советских писателей быть не может. Мы можем с гордостью сказать, что за время своего существования, хотят этого или не хотят наши враги, наша советская литература заняла ведущее положение в мире. Нет такой страны, где бы художественная и идейная целеустремленность литературы так удачно сочеталась, как у нас.

    Товарищи, давно закончилась война, а произведений, отражающих этот период в жизни нашей Родины, почти нет. Но это временное затишье, я бы сказал, это затишье перед грозой. Думается, что в ближайшие годы появится целый ряд произведений. Я могу заверить от всех писателей-коммунистов, что все мы, как говорится, работаем не покладая рук и работаем добросовестно.

    К съезду мы идем, как я уже сказал, с довольно плачевными результатами, но твердо убеждены, что в ближайшие годы советская литература подарит новые произведения, достойные советского народа, нашей великой партии, достойные нашей страны (аплодисменты).

    —56.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1 Третье Всесоюзное совещание молодых писателей открылось 9 января 1956 г. в Москве под председательством А. А. Суркова. 11 января на совещании выступил М. А. Шолохов (Литературная газета. 1956. 12 января).

    2 Ажаев Василий Николаевич (1915—1968), автор популярного в те годы романа «Далеко от Москвы», лауреат Сталинской премии, секретарь Союза писателей СССР.

    3 Обухова Лидия Алексеевна (1924—1991), писательница, в 1955 г. опубликовала в журнале «Знамя» повесть «Голубынь-Городок».

    4 —1994), получил известность после публикации романа «У нас уже утро» (1949).

    5 —1962) была опубликована в 1955 г. и подверглась резкой критике в печати.

    6 Рассказ Э. М. Хемингуэя (1899—1961) «Старик и море» напечатан в 1952 г., на русском языке в СССР вышел в 1955-м в переводе И. А. Кашкина (1899—1963).

    Раздел сайта: