• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Ширман Елена: Любимец народа

    Любимец народа

    Когда подъезжаешь от Базков к Вешенской – станицу с Дона увидишь не сразу.

    Дон выгибается. Вода отсвечивает на солнце, слепит глаза, а в тени отражает лесные корни и темные обрывистые берега.

    Глянешь вперед – зелень воды и леса, ничего больше.

    Но вдруг Дон круто поворачивает влево. И сразу открывается – желтый степной встающий песчаник, серые станичные домики, красное здание райисполкома, внизу – паром, стадо сгрудившихся рыбачьих каюров у пристани, а над всем – голубой, стройный флигелек с остроконечной крышей.

    Спросишь у перевозчика: «Чей это дом?»

    Горделивая скупая улыбка тронет обветренные казачьи скулы:

    – Будто не знаете? Там сам Михаила Лександрыч живет, всемирный писатель донского казачества. Небось слыхали?

    И, помолчав, перевозчик добавит:

    – Это он про наш тихий Дон всеми миру объявил. Его книги на всех языках по земле ходят. А дом этот ему советская власть построила. И орденом наградила. За народное дело. А до того времени жил он в домишке сереньком, неприглядном, одним словом, неподходящем.

    * * *

    Невысок, коренаст. Скромный френч, сапоги. Гладко зачесанные назад светлые волосы. Неторопливые движения. Негромкая чуть застенчивая речь человека, который не любит выступать перед большой аудиторией. Лицо чрезвычайно обычное, почти безбровое. Мягкий с усмешечкой рот. Ясный лоб. Медленный взгляд.

    Неохотно рассказывает Шолохов о себе, о своем творческом пути.

    Начнешь расспрашивать, а он отмахнется:

    – Читайте лучше мои книги, они вам про меня больше скажут!

    Дважды в 1931 году я заходила к Шолохову домой. Он руководил литературным кружком при редакции вешенской газеты «Большевистский Дон». Надо было договориться с ним о плане работы1.

    Вошла в его рабочий кабинет. Чисто. Светло. Книжные шкафы вдоль стен. Стол. Пара кресел.

    На полу – раскиданы кучи книг. Среди них восседает младенец лет полутора и с величавым равнодушием расшвыривает книги в разные стороны.

    Михаил Александрович с улыбкой наблюдает за сыном.

    Вдруг мальчик хватает одну из толстых книг, кладет ее себе на коленки и радостно лопочет, хлопая по обложке с портретом седобородого лобастого старика.

    Шолохов поднимает одну из далеко отброшенным сыном книг, смотрит на заглавие, потом смотрит на седобородого. И начинает заразительно смеяться.

    – Молодец, сын! Вкус имеешь. Кидай прочь отцовскую писанину! Вот так, вот так! Подальше! Зато Толстого цени, люби, сынок. Это писатель!

    Скромность – замечательная черта, органически присущая Михаилу Александровичу. Она пронизывает его внешность, одежду, речь, поступки.

    В литкружке нашем было народу немного, большинство селькоры, только что начавшие писать в газету свои первые очерки, фельетоны.

    Михаил Александрович поставил работу кружка не стандартно. Ему хотелось тесно связать теорию с практикой, беседы о мастерстве и творчестве кружковцев.

    Вспоминаю его доклад о Чехове как о мастере новеллы. Это был скорее не доклад, а задушевная беседа о любимом писателе.

    Образ Чехова вставал перед нами точно освещенный прожектором, по по-новому – яркий, глубокий, мудрый.

    После этой беседы Шолохов дал нам задание – написать новеллу по типу чеховского «Хамелеона», но только на сегодняшнем материале. Вот уж когда поработали селькоровские перья!

    Нам всем доставалось изрядно. Михаил Александрович никого не щадил – ругал и за отсутствие выдумки, и за корявость языка.

    Но он от души радовался каждому успеху, каждому меткому слову, найденному кем-либо из нас.

    Помнится мне еще одна очень своеобразная беседа о старинной восточной поэзии, о мудрости древнеарабских афоризмов, о необходимости научиться ощущать вкус литератур всех наций.

    – Нельзя запираться в рамках только своей культуры, только своего века, – примерно так говорил нам Михаил Александрович. – Надо быть неутомимо любопытным. Интересоваться Индией, Византией, Южной Америкой… Чем больше будете любопытствовать, тем глубже и яснее поймете вы место своего народа, своей эпохи в ходе мировой истории.

    * * *

    Один из вешенских жителей рассказал мне о Шолохове не то быль, не то легенду:

    – Вызывают раз Шолохова в Москву, к писательскому начальству и говорят ему: – Чего ты, Михаил Александрович, всемирный писатель, живешь в каких-то Вешках, у чорта на загривке, извините за выражение. Шутка ли – 150 километров от паровозного гудка, на самих песках да на перекатах? Переезжай к нам, в Москву. Мы тебе тут и квартиру, и дачу дадим, и машину первейшей марки, театры под боком и вся культура. Переезжай!

    Призадумался Михаил Александрович и ответ держал такой:

    – Невозможно мне будет переехать, товарищи. Нельзя мне от казачества оторваться. Врос я корнями в землю донскую целинную. Оборвутся корни – кровью изойду, строчки не напишу. Здесь я возрос, здесь до славы дошел, здесь меня каждый куст придорожный знает. И степь мне здесь по весне улыбается, и рыбалить на заре тут съездить могу. Нет уж, никуда я из Вешек не тронусь.

    Так и остался. Так и живет в голубом флигельке над самым Доном, книги для всего мира пишет.

    Примечания

    Знамя коммуны (Новочеркасск). 1940. 24 мая.

    Печатается по тексту этой публикации.

    Ширман Елена Михайловна (1908–1942) – поэтесса. Сборник «Жить!» опубликован в Москве 1969 г. См.: Комарова Т. История одной жизни. Ростов-на-Дону, 1967.

    1 – организовать и руководить литературным кружком. Такой кружок был создан, и Шолохов не раз выступал с лекциями о любимых писателях, рассказывал о мастерстве, о сборе материалов, в частности, как вспоминают очевидцы, в ноябре 1931 года провел беседу «О Чехове».

    «В 1930–1931 годах в Вешенской при редакции райгазеты «Большевистский Дон», – вспоминает Александр Александрович Попов, – была создана литературная группа. Шолохов взялся руководить ею.

    Группа наша была активной, человек двенадцать. Собирались мы каждую субботу, читали свои рассказы, очерки, стихи, а один из нас даже повесть написал о казачестве, и мы обсуждали ее. В газете организовали литературную страницу, печатались некоторые из членов кружка и в ростовском журнале «На подъеме».

    Михаил Александрович читал нам лекции по различным вопросам литературы, проводил беседы о мастерстве писателей. Особенно запомнилась мне беседа «Чехов – мастер короткого рассказа». Шолохов приходил без всяких конспектов, рассказывал свободно, интересно, поражая всех нас большим знанием мастерства Чехова, тонким анализом его произведений.

    Читал Михаил Александрович, помнится, лекции о Л. Толстом, о Маяковском. Но кое-кто мешал ему работать, и он постепенно стал отходить от литературной группы. Потом нами руководила ростовская поэтесса Елена Ширман, работавшая в «Большевистском Доне». После ее отъезда в Ростов наши встречи в газете прекратились» (см.: Семинарий. Учпедгиз, 1958. С. 145).

    «Посылаю две книги. Одна из них (Фрейхена? – нрб) высоко художественна. Один из лучших «экзотических» романов.

    2 книги Декамерона у тебя? И что ты скажешь насчет «Книги назидания»? С кого-же мне ее, в конце концов, спрашивать: с тебя или с Ширман…» Письмо датировано 14 августа 1932 года.

    Как видим, Шолохов не только руководил литературным кружком, но и давал вешенцам возможность пользоваться своей библиотекой.