• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • Вучетич Е. В.: Воспоминания о Шолохове

    Е. В. Вучетич: «Шолохова я знаю очень давно. Впервые мы познакомились в 1933 году, когда он приезжал на строительство ростовского театра. Тогда это был молодой, худенький человек, в потёртой кожаной тужурке.

    Он сидел в кресле, покачивая большой и как будто тяжёлой головой. Говорили о разном. Я задавал вопросы. Шолохов, словно процеживая каждое слово, каждую мысль, отвечал медленно.

    По поводу его портрета между нами были не то чтобы разногласия, но, во всяком случае, разговоры.

    Когда работа над этим трудным портретом была окончена, я сообщил об том Шолохову.

    — Тогда давай посмотрим, — сказал он, ухмыляясь в усы.

    Встал из-за стола и, обойдя вокруг скульптуры, начал её внимательно рассматривать, прищуривая то один, то другой глаз и наклоняя голову то на одно плечо, то на другое.

    — О чём же он думает? — кивнул Шолохов в сторону портрета.

    — О судьбе человека.

    — Так, так. Мрачная, значит, она — эта судьба у человека.

    — А чему радоваться?

    Шолохов помолчал.

    — Жизни, — тихо сказал он.

    Опять долго длилась пауза.

    Ну ладно, Женюша, а как же насчёт нашей с тобой ухмылки?

    — Какой ухмылки?

    — Как какой? Казачьей.

    — Не будет ухмылки.

    — Как же так?

    — Нечему ухмыляться.

    Шолохов так откачнулся, будто его кто-то силой принудил сделать это.

    — Но ведь казак не может иначе. Если он даже помирать будет, всё равно с ухмылкой в усах.

    — Не будет, Михаил Александрович, ухмылки, потому что ухмыляться нечему, — упорствовал я.

    — Ну-ну, — сказал он. — Ты художник. Тебе видней.

    поднялся в машину.

    - Женюша, — сказал он тихо, доверительным тоном, — ну как же всё-таки без ухмылки?

    У него были такие глаза, что описать их невозможно.

    — Михаил Александрович, родной, ведь ухмылка будет главой из другой книги.

    — Ты думаешь? — спросил он серьёзно. — Ну-ну. Может быть, ты по-своему прав. Только я думаю, было бы правильно поступить так, как это в старину делали казаки на базарах.

    — Это как же? — поинтересовался я.

    — Да очень просто: грех пополам — и крышка. По рукам ударили, и дело сделано.

    — Как-как?

    — Господи! Ни тебе, ни мне. Пополам грех: ухмылку — не в оба уса, а — под один. Ну, понял, наконец?

    — Понял. Договорились! Ни вам, ни мне. Пополам грех. Тем более что ведь это в общем-то мелочи.

    — Давай руку, — сказал он весело.

    Я подал. Шолохов пожал её. И потом, когда мы крепко обнялись, он, будто невзначай, обронил прямо мне в ухо:

    — А что, Женюша, можно, как говорят люди, увидеть целый мир в капле воды?

    — Конечно.

    — Тогда запомни: нет мелочей ни в жизни, ни в искусстве».